Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Свято-Введенская Оптина Пустынь

Оптина пустынь находится в пустынном месте среди Калужских лесов, под Козельском, на берегу речки Жиздры. Главная церковь монастыря освящена в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм, оттого весь монастырь именуется «Свято-Введен­ская Оптина пустынь».

В свое время этот монастырь имел важное значение в становление русской духовности. В нем было возобновлено делание древнего старчества по образу древних монастырей Египта и Палестины. Старческое служение особенное и отличается от служения как приходских священников, так и монастырской братии. Старец одновре­менно в духовном затворе и одновременно служит людям. Те, кто побывал в Оптиной пустыни, могли видеть домик – келью преподобного старца Амвросия: она находится целиком в скиту, куда закрыт доступ для мирян, а крылечком выходит в лес, к тропинке, по которой шли посетители к старцу.

Старцы для духовного окормления людей не возникали сами по себе, они выбирались и назначались советом монастырских отцов. Вокруг старцев, пользуясь их духовным опытом и наблюдая за их деятельностью, вырастали духом новые священники и духовники, которые продолжали старческое служение. Поэтому можно говорить о школе старческого служения, которое не ограничивалось способностью и дарами одного человека, а приносило множественные плоды, как говорится в древних текстах, «гроздие» или гроздья виноградника духовного.

Старчество, как духовное делание, пришло на Русь через Византию от древних египетских пустынников, после нашествия в Византию турок это делание было забыто. И только в XVIII веке было возобновлено схиархимандритом Паисием Величковским. Многим было не понятно – для чего нужно старчество. Сотни людей пользовались духовными советами старцев, а другие, тоже православные христиане, недоумевали. В этом вопросе очень важным явился труд Ивана Михайловича Концевича «Оптина пустынь и её время». Это было диссертационное исследование, для которого Концевич собрал всю литературу о старчестве, и все, сколько можно, свидетельства и воспоминания об Оптинских старцах. Концевича интересовали не только высказывания самих старцев, а их отношения с людьми, через которые проявлялась особая, специфическая благодать этого служения.

После разорения в советское время монастырь Оптина Пустынь начал своё возрождение в 1988 году под руководством архимандрита Евлогия. Множество интеллигенции съехалось для того, чтобы помолиться и потрудиться в монастыре на трудных хозяйственных работах. Вся атмосфера была пропитана духовным восторгом и чудесами, совершавшимися на каждом шагу. Например, один юноша осматривался и не хотел креститься. Он сказал: «Крещусь, когда увижу какое-нибудь свидетельство, знак для меня». Всё произошло мгновенно. Этот юноша носил кирпич на носилках вдвоем с человеком, который был учителем истории, и пока трудились, беседовали на разные темы. Когда у них зашел разговор о декабристах, они проходили мимо закрытого железной крышкой старого люка подвала или колодца. Они поставили носилки, открыли люк, юноша, его звали Дмитрий, спустился вниз и увидел листок бумаги.

Он поднялся с ним на свет, это был лист, вырванный из школьного учебника, неизвестно как попавший в колодец и пролежавший там не один год. В нем был текст о декабристах, о Пушкине и о Николае I, все те слова, которые произносились минуту назад наверху. Юноша был потрясен, пошел к отцу Мелхиседеку и крестился.

Храмы восстанавливались, были собраны архивы монастыря, прославлены и канонизированы в лике святых Оптинские старцы. Духовное присутствие Оптинских старцев ощущалось всеми во время ­ обители. Благодаря археологическим иссле­до­ваниям были обретены святые мощи, которые сейчас находятся в храмах монастыря.

В нашем храме Оптинские старцы почитаются особо, в центральном приделе находится ковчег с частицами их мощей, а на дни памяти всегда совершаются службы. Частицы мощей святых Оптинских в мощевике:

преподобного Льва, первого Оптинского старца;

преп. Макария, настоятеля Скита;

преп. Моисея, настоятеля обители;

преп. Илариона, которому было передано послушание быть старцем святым Макарием;

преп. Антония, начальника Скита, брата преп. Моисея,

преп. старца Амвросия, одного из самых излюбленных святых, основателя Шамординского монастыря,

преп. Анатолия (Зерцалова), преемника старца Амвросия, скитоначальника,

преп. Исаакия I, настоятеля обители,

преп. Иосифа, скитоначальника,

преп. Варсанофия, великого старца, скитоначальника,

преп. Анатолия (Потапова) и преп. Нектария.

 

Из высказываний Оптинского старца Амвросия:

«Все они (святые) были, как и мы, грешные люди, но покаялись, и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова». (В день всех святых)

«От чего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».

«Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают».

 

Из высказываний Оптинского старца Анатолия (Потапова):

«Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разбираться в жизни… А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь… Чего же нам бояться, да сокрушаться».

 

Из высказываний Оптинского старца Нектария:

«Ко мне однажды пришел человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп. Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах в песке находят раковины и другие остатки морского дна, и как геология свидетельствует о потопе, и он уразумел. Видишь, как нужна иногда научность».

«Перестаньте думать, начните мыслить. Думать – это расплываться мыслью, не иметь целенаправленности. Отбросьте думать, займитесь мышлением. Была «Дума», которая думала, а не мыслила государственно. Наполеон думал, а Кутузов мыслил. Мысли выше дум».

«Ночь темна для неверного. Верным же все в просвещении».

Евдокия Позднякова

Сегодня снегопад

 

Какой торжественный сегодня снегопад!
Во всём, что вижу я сейчас, –
Простор и радость!
Застыл весь в белом, как весной,
Старинный сад –
Какой нарядный он –
В нём полнота и благость!

 

И всё божественный вдруг обрело объём
От этого внезапно выпавшего снега –
И этот сад, и этот двор, и этот дом,
И наземь тихо опустилось небо…

 

И вижу я – из-за соседского сугроба,
С переплетающимися искорками звёзд,
Дым из трубы идёт – небесная дорога!
В свой величавый и высокий рост!

 

Стихи священника Владимира Нежданова