Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Долгое эхо Куликовской битвы

Александр Бубнов. Утро на Куликовом Поле

Вот уже более 600 лет в церковном и национальном сознании неразрывно связаны два события: церковный двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы и одна из величайших битв в русской истории – Куликовская битва. Куликовская битва, или Мамаево побоище, как его называли современники, было сражением не только за национальную, но, самое главное, за духовную независимость русских земель, за православие. Это была первая такого масштаба победа над считавшимся непобедимым тогда противником – монголо-татарским государством Золотой Ордой, битва, которая изменила ход русской и мировой истории.

Значение и влияние этой победы на национальное сознание и все стороны жизни русского государства и общества невозможно до конца и в полной мере оценить и по сей день. Современниками она рассматривалась как чудо заступничества Пресвятой Богородицы, в праздник Рождества которой 8 сентября (по ст. с.) 21 сентября (по н.ст.) 1380 года она состоялась. Неслучайно еще со времен Древней Руси русскую землю называют Домом Пресвятой Богородицы.

Историки считают Куликовскую битву своеобразным днем рождения единого русского государства Московской Руси. Именно здесь, на поле Куликовом, у Дона реки произошло объединение русских людей вокруг идеи защиты веры православной и земли русской. Москвичи, владимирцы, белозерцы, ростовчане, суздальцы, костромичи, дмитровцы вернулись с поля брани единым народом.

Тяжкое для Руси бремя ордынского ига длилось более 150 лет. Все эти годы шло тихое, молчаливое сосредоточение всех русских сил.

Духовный подъем, нравственное возрождение русского народа накануне битвы были подготовлены трудами святителя Алексия митрополита Московского, преподобным Сергием Радонежским и его учениками. Битва, на которую решился молодой Московский князь Дмитрий Иванович, была благословлена преподобным Сергием. Зримым знаком Божьего благословения на этот подвиг стали схимонахи Пересвет и Ослябя, ученики преподобного Сергия, тела которых после битвы были похоронены около одного из древнейших московских храмов – храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Этот храм был построен за 10 лет до битвы в 1370 году (по благословению преподобного Сергия Радонежского) его племянником преподобным Федором Симоновским как своеобразное прозрение грядущих событий. Память об этих воинах-монахах дошла до нас через века, место их погребения всегда помнили и благоукрашали. Оно и по сей день является местом паломничества и поклонения. Есть старинная традиция в их честь называть корабли русского военно-морского флота «Пересвет» и «Ослябя». Этот храм-памятник после долгих лет поругания советского времени (в нем располагался компрессорный цех завода «Динамо») в настоящее время полностью восстановлен и стал символом возрождения исторической памяти.

Другим местом сохранения исторической памяти и живой святыней является само Куликово поле – Первое Поле Русской Славы. Когда попадаешь на поле в памятный день битвы, то так и видится: степь между Доном и Непрядвой, ранняя осень, утро, трава еще покрыта инеем, поднимается туман, первые лучи солнца отражаются на доспехах воинов. Будто слышится храп и ржание лошадей, крики всадников, нарастающий рев труб и барабанная дробь. Видишь, как Передовой русский полк ведут в бой князья смоленские, справа наступают коломенцы, слева костромичи. Темные полчища врага ползут, как тень, во всех сторон так, что нет места, где им расступиться. Нашей рати гораздо меньше. Вот уже безбожный царь Мамай выехал на высокое место – Красный холм, чтобы смотреть людское кровопролитие. И началась битва. Началась она с легендарного поединка русского воина схимонаха Александра Пересвета и Челубея.

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем

В ночь накануне битвы были видения русским воинам святых мучеников Бориса и Глеба, святителя митрополита Петра, гнавших темное воинство, а во время битвы видели, как сражавшиеся ангелы помогали христианам, помогали святые мученики Георгий и Димитрий, солнечный полк во главе в архангелом Михаилом осыпал врагов огненными стрелами.

Гнали врага аж до реки Красивой мечи почти 60 верст… После поражения, спасаясь бегством, Мамай сказал: «Велик Бог христианский».

Значение битвы было столь велико, что летосчисление стали вести от Куликовской битвы, говорили «от Задонщины столько-то лет». День победы в битве отмечался 21 сентября, в день Рождества Богородицы (Госпожин день), с которым совпадала и дата образования в 882 году Древнерусского государства Киевской Руси.

Восемь дней «стояли на костях» русские воины, хоронили погибших, а над братской их могилой у реки Непрядвы поставили церковку Рождества Пресвятой Богородицы.

Современный вид Куликова поля

Современный вид Куликова поля

Сейчас Куликово поле – одно из святых и известных полей русской славы. На нем расположен Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Само поле расположено в 130 км к юго-востоку от Тулы в верхнем течении Дона при слиянии его с Непрядвой. В селе Монастырщина, что расположено на поле, на месте древнего деревянного храма сейчас стоит каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1913-1917 гг. на Красном холме был построен по проекту архитектора А.В. Щусева храм-памятник преподобному Сергию Радонежскому.

Десятки тысяч человек ежегодно приезжают на это легендарное поле. Уже много лет там ведутся археологические работы, восстанавливается древняя ковыльная растительность, высаживается старинная Зеленая Дубрава, в которой когда-то скрывался русский засадный полк. Создается общероссийский паломнический маршрут от Троице-Сергиевой Лавры через Москву, Коломну, Епифань до Монастырщины.

В заключении хочется напомнить, что исключительная значимость Куликовской битвы заключается в том, что впервые за сотни лет собралось общерусское ополчение: объединились русские силы, возглавляемые князьями и Православной церковью. Даже отказавшиеся от участия в Куликовской битве русские князья не решились предоставить свои войска Мамаю.

Это была победа православных над смесью языческо-буддистско-мусульманских народов, из которых состояло войско Мамая. Она стала началом зарождения русского православного царства.

И сегодня память о Куликовской битве для нас не только как историческое воспоминание, но и пламенный призыв, обращенный к нашей совести: Господь зовет нас на брань не только с внешним врагом, но и с самим собой, с холодностью наших сердец, с отсутствием в нас жертвенной любви к родной земле.

Будем же достойны подвига наших предков.

Подготовила Ольга Новоженина, экскурсовод музея-заповедника «Царицыно»