В субботу в 4 часа утра в главном храме Феодоровского Государева Собора началась погребальная утреня. К службе изволил прийти пешком Государь Император с Великими Княжнами Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной и Марией Николаевной. Над плащаницей прочитан был полный глубокого смысла канон, а затем крестный ход двинулся вокруг храма; раздалось пение «Святый Боже». Плащаницу поддерживали лица Свиты; офицеры подняли крест и хоругви; за плащаницей следовали Его Величество и их Высочества.
В теплое весеннее утро с зажженными свечами двинулось вокруг храма это удивительное шествие. В 5 часов 40 минут служба окончилась, и Августейшие Богомольцы вернулись пешком во дворец.
В 11 ½ часов того же дня в присутствии всей Царской Семьи была совершена литургия Страстной Субботы. Этой великой службою, единственной в году по своему составу, уже совершается переход к Светлому празднику. При приближении величественнейшего момента, когда ежегодно уже XIX веков воспоминается чудо восстания от Гроба Божественного Страдальца, сладостно замирает душа верующего, трепетно ждет она гласа церковного о Воскресении Господа. Наступил и радостный день Светлого праздника. В 11 часов 30 минут вечера началась в верхнем храме полунощница. Зажженные лампады и паникадила, и убранные цветами местные иконы, и иконы на солее у Царского места указывали, что торжественные минуты приближаются. Службу совершали: Протопресвитер военного и морского духовенства о. Георгий Шавельский, духовник Их Величеств о. Николай Кедринский, Законоучитель Царских Детей, о. Александр Васильев, Настоятель Царскосельского Екатерининского собора о. Афанасий Беляев, соборное придворное духовенство. К самому началу изволили прибыть Их Императорские Величества с Августейшей Семьей. По окончании полунощницы величественный крестный ход выступил из алтаря и двинулся вокруг храма. 6 хоругвей, 3 запрестольных креста, 3 запрестольных иконы и 3 иконы Воскресения несли офицеры Собственного полка и конвоя в парадной форме. За крестным ходом следовали Их Императорские Величества и Их Императорские Высочества. Государь Император был в парадной форме Своего конвоя и в Андреевской ленте. Чудный вид представляло это церковное шествие: вся дорога до зданий конвоя была окаймлена фонарями молочного цвета; при выходе крестного хода из храма загорелись красные бенгальские огни, осветившие белый храм и всё шествие розовым светом. Была дивная весенняя ночь, прозрачный воздух и бесчисленные звезды на темном небе дополняли картину, невиданную вековыми деревьями Царскосельского парка, черневшими в стороне дворца. Да и едва ли где-нибудь и когда-нибудь можно увидеть такую картину, в которой внешнее впечатление равняется с глубоким внутренним смыслом и значением. То, что видели и перечувствовали бывшие здесь, можно испытать лишь раз в жизни.
Медленно и торжественно двигаясь, крестный ход обошел вокруг храма и остановился у закрытых дверей. Раздался радостный возглас «Христос Воскресе»; приветно зазвучал этот победный христианский гимн; крестный ход вступил в церковь, и началась Пасхальная заутреня. В конце заутрени было прочитано положенное по уставу слово Иоанна Златоустого, а затем духовенство вышло из алтаря для христосования. Протопресвитер держал крест, остальные священнослужители имели иконы: Воскресения, Николая Чудотворца, св. царицы Александры, преподобного Серафима, Алексея, Митрополита Московского. Их Величества изволили прикладываться к иконам и христосоваться с духовенством, а затем христосовались между собою. Наследник Цесаревич Великий Князь Алексей Николаевич с Великою Княжной Анастасией Николаевной отбыли вслед затем во дворец, а Их Величества с Великими Княжнами Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной и Марией Николаевной оставались до конца литургии. Все нижние чины полка и конвоя сплошной массой стояли в храме до Царского места на солее.
На второй день Пасхи в 10 часов 30 минут утра совершилась полковым духовенством и полковыми певчими литургия и крестный ход с остановками на трёх сторонах храма. К службе изволил прибыть Государь Император с Августейшими Дочерьми. Высокие Богомольцы слушали литургию, следовали за крестным ходом и оставались до конца богослужения.
Так протекли дни пасхальной седмицы в Царскосельском Феодоровском соборе. Они навсегда запечатлелись в памяти бывших свидетелями этих богослужений и принесли отраду всем верующим русским сердцам. В них дивно сочетались заветные святыни русского народа: ибо с одной стороны в эти дни является вся сила и неземная красота Православия, а с другой – они были днями, когда Русский Царь молился, окруженный Своими воинами, присланными от всего воинства и от всей Земли Русской.
Такие минуты, без преувеличения, можно назвать историческими. Они, как яркие светочи, освещают таинственные пути нашего Великого Отечества.
Материал подготовлен Евдокией Поздняковой по книге «Феодоровский Государев Собор в Царском Селе» 1913 г.