Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

О святых преподобных

После многих мирных лет мы всё чаще слышим о войнах. Некоторые трактаты пишут о том, что война и желание войны находится в самой крови человека. Кто-то ищет врага и поводов для его уничтожения, кому-то необходим соперник для противодействия. Святые преподобные отцы называются также «духовными воинами». Им известна война, известно желание войны, но в отличие от тех, кто воюют с другими людьми, эти отцы сражаются, не ища противников среди людей, не проливая ничьей крови. Это борьба со своими желаниями и с силами зла – и это тоже война, в которой бывают и победители, и проигравшие.

О многих подвижниках благочестия известно из переводов с греческого, сделанных в XIX веке в Троице-Сергиевой Лавре, на Афонском подворье и также некоторыми другими учёными.

На греческом языке существуют термины, которые употребляются в отношении подвижников. Слово «аскисис», «аскеза», которое переводится как «подвижничество», имеет ещё значение «упражнение в благочестии», процесс тренировки, закалки. Кроме того, оно может называть конкретные подвиги (пост, безбрачие) и указывать на отшельническую жизнь.

К христианским подвижникам также применяются такие слова как «атлет» и «борец». Соревнование между иноками из желания превзойти друг друга в добродетели обозначается как «амилла».

Словами «пали, полемос» называется непосредственная борьба с искушениями, а иногда и с самим прародителем зла. В церковнославянском языке это понятие обозначается как «брань». Непосредственная битва с диаволом – это «агон», притом, мученический подвиг также обозначается словом «агон». Таким образом приравнивается подвиг подвижника к подвигу мученика.

Святая церковь установила день празднования всех преподобных, святых мужей и жен, в подвиге просиявших, накануне Великого Поста, в субботу сырной седмицы. Это было сделано для того, чтобы жития этих подвижников вдохновили нас к стойкости в борьбе с собственными искушениями и страстями. На службе, следуя алфавитному порядку, перечисляются имена подвижников. Житий многих из них нет в Минеях и в календаре, потому что этот праздник не фиксированный, а переходящий, связанный с пасхалией. Но книги об этих святых для многих были и остаются любимым чтением — это «Отечник» Игнатия Брянчанинова, «Луг духовный», «Лавсаик» Палладия, «Древний Патерик» и «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов».

 

Текст подготовлен Евдокией Поздняковой с использованием текста книги «Египетское монашество в IV веке»