Святое Евангелие ничего не сообщает о рождении Богородицы Марии, оставляя прикровенной жизнь благочестивой семьи. Тем не менее, Священное Предание сохраняет историю рождения Марии, и гимны слагаются в её честь.
Из письменных источников Предания известно апокрифическое «Протоевангелие от Иакова», в котором подробно описывается история рождения Марии и говорится о событиях, произошедших до событий евангельских. Другое название Протоевангелия – «Евангелие Детства». Самый древний текст его был написан на греческом языке и датируется серединой второго века.
Начинается текст Протоевангелия с печали и огорчения Иоакима и Анны. Иоаким, богатый человек, приносил двойные дары Богу. И выступил против него Рувим, сказав, что Иоакиму нельзя приносить дары первому, потому что у него нет потомства. Иоаким стал исследовать родословную двенадцати племён Израиля и увидел, что все праведники оставили потомство. И стало горько Иоакиму, и он ушёл в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: «Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдёт ко мне Господь; и будет мне едою и питьём молитва». А жена его Анна плакала плачем и рыданием, говоря: «Оплачу моё вдовство, оплачу мою бездетность». Однажды Анна пошла в сад и, сев под лавр, начала молиться, прося Господа благословить её, как Сарру, которой Он дал сына Исаака. И, подняв глаза к небу, увидела она гнездо воробья и стала плакать: «Горе мне, кто породил меня! Ибо я стала проклятьем у сынов Израиля, и с осмеянием отторгли меня от храма. Кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, не подобна я тварям бессловесным, не подобна я водам, не подобна я и земле, ибо они все приносят потомство и плоды».
И тогда предстал к ней ангел Господень и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всём мире». И пришли к ней вестника два, и сказали, что муж её Иоаким идёт со стадами, ибо ангел явился к нему и возвестил: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей!» И вот, Иоаким подошел со своими стадами, и Анна увидела Иоакима идущего и, подбежав, обняла его и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня».
На иконах и фресках Рождество Богородицы иногда изображается этот сюжет: встреча Иоакима и Анны у ворот, когда она подбежала и обняла его.
Утром Иоаким понёс свои дары к жертвеннику и решил: «Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина у жертвенника покажет мне». И принёс дары, и смотрел пристально на пластину, и не увидел греха в себе. И вышел из храма оправданный. Прошли положенные месяцы, и Анна родила и спросила повивальную бабку: «Кого я родила?». Ответила та: «Дочь». И назвали её Мария. И сказала Анна: «Возвысилась душа моя в этот день». Устроили особое место в спальне, запрещено было вносить туда что-нибудь нечистое, и Анна призвала непорочных дев, чтобы ухаживали за Марией. И Анна воспела песнь Богу, говоря: «Воспою песнь Господу, ибо он снизошел ко мне, и избавил меня от поношений моих врагов».
Иконография Рождества Богородицы изображает Анну, лежащую на ложе. Младенца Марию купают служанки или качают в колыбели, другие девы прислуживают Анне после рождения Марии, приносят её еду и питьё, одна служанка стоит с опахалом, потому что в Палестине это время очень жаркое. Иоаким при этом не присутствует, его рисуют смотрящим с высокого балкона.
Третий сюжет, который встречается на иконах Рождества Богородицы, называется «Ласкание Марии». Это сцена тихой семейной радости: Иоаким и Анна сидят рядышком и держат на руках, обнимая, маленького младенца-Марию, завёрнутую в пелёнки.
Очень сильно было общественное мнение, обвиняющее Иоакима и Анну в неправедности, и Господь посрамил его и развеял, благословив и прославив благочестивое семейство.
Рождество Богородицы стоит первым среди великих и двунадесятых праздников, потому что церковный год начинается с сентября. Поэтому в праздничном ряду иконостаса эта икона ставиться первой.
Евдокия Позднякова