Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Поздравляем с праздником Успения Пресвятой Богородицы!

Август, последний месяц церковного года, богат праздниками. Благословения произносятся священниками, и освящается мёд на «медовый Спас», на праздник Преображения благословляются плоды земли: яблоки, виноград. Начинается август излюбленными святыми: Серафим Саровский, Илия Пророк, потом Почаевская, Целитель Пантелеимон, Одигитрия, мученики Маккавеи – и вот уже начался Успенский пост, в котором августовским блеском сияет праздник Преображения. Завершающий аккорд августа и всего церковного года – излюбленный праздник на Руси – праздник Успения Пресвятой Богородицы. По всей древней русской земле строили храмы в честь Успения, этому празднику посвящали монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Пюхтицкий Успенский монастырь; Успенский собор Московского Кремля, Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры, Успенский храм Новодевичьего монастыря… Многие наши прихожане бывали в этих монастырях и церквях, и если собрать их впечатления и рассказы, то, наверно, получится большая книга с историями, духовными переживаниями и красивыми фотографиями.

Икона Успения Богородицы одна из самых многофигурных икон, на ней таинственным образом соединяются несколько временных моментов. Смысл иконы раскрывают слова акафиста Успению, и тогда гимнография соединяется с изображением. Акафист повествует о следующих событиях:

Ангел был послан известить Богородицу о Её Успении.

Апостолы были собраны от концев земли всесильным мановением на облаках, восхищены были на облаках по широте воздушной к погребению Матери Господней.

Успению предстояли священоначальники: Дионисий – небесный таинник, Иерофей дивный и Тимофей.

Пришли чиноначалия ангельския со своим Царём, Христом, Который приял в Свои руки душу Матери Своей.

Апостол Фома был в Индии и не был с другими апостолами во время успения. Он прибыл позже ко гробу и, когда приник к нему, не обнаружил тела Богоматери. Он уразумел вознесение Богоматери на небеса с телом.

Аффоний, увидев, как апостолы несут гроб с Пречистым телом Богоматери, устремился опрокинуть его и внезапно ослеп, а руки его отъялись и прилепленные ко гробу висели. Аффоний исповедовал Матерь Божию и исцеление получил.

По отшествии Богородицы, апостолы собрались на трапезу и, когда вознесли часть хлеба во имя Господне, увидели свыше Богородицу Царицу, пришедшую со светоносными ангелами.

Богоматерь, носимая руками Сына, вошла в город всесвятящий и прекрасный, Иерусалим Вышний.

На иконе или фреске Успения изображено большинство из этих событий. В центре, на одре, изображается почившая Богородица Мария. Одр окружают апостолы, среди которых есть три изображения святителей – это Дионисий, Тимофей и Иерофей. Выше, за одром, изображён Иисус Христос в окружении ангелов. Христос держит в руках душу Пречистой Девы, обвитую белыми погребальными пеленами. Выше, на небесах изображены апостолы, которых на облаках несут ангелы к одру Марии. В центре на небесах бывает изображение Богородицы в белых одеждах в сфере, которую несут ангелы. На самом верху изображаются врата Небесного Иерусалима. Иногда даже изображается нечестивый Аффоний, которому Архангел Михаил мечём отсекает руки.

В Восточной коптской церкви существует иконография Успения с апостолом Фомой. В центре иконы изображен пустой гроб Богородицы, вокруг которого собрались в печали апостолы. В верхней части иконы изображена Богородица Мария в мандорле, поддерживаемая ангелами, подобно вознесению Христа на иконе Вознесения Христова. Мария протягивает апостолу Фоме, стоящему внизу на коленях или на облаке, пояс с крестами.

 

Празднование Успения в Псково-Печерском монастыре

 

 В Псково-Печерском монастыре Успение – престольный праздник, к нему готовятся несколько дней. Дня за два несколько человек из послушников и паломников встают в четыре часа утра и идут косить траву, и привозят в монастырь огромное количество травы. Днём дети и паломники берут тележки и отправляются по улицам Печор. Жители города готовятся к этому дню заранее, выращивая цветы. Каждая хозяйка сочтёт за честь срезать в своём саду цветы для праздника. Одна за другой наполняются тележки цветами и свозятся в монастырь. Накануне самого праздника множество паломников трудятся над созданием дорожки.

Псково-Печерский монастырь – крепость, оплот Земли русской на западной границе, он расположен на горах, стены из валунов проходят по этим горам, а внутри монастырь подобен чаше. Спуск ведёт на монастырскую площадь, к главной церкви обители, построенной в честь Успения. Это церковь особенная, она вырублена в горе, у неё есть только одна стена, которая обращена к площади, а внутри это пещера, украшенная как подобает быть украшенным церквям, только окна с одной стороны. Возле этой церкви есть вход в Богом созданные пещеры, в них сейчас хоронят монахов монастыря. В пещерах земля песчаная, песок так и искрится, если идти со свечкой. В стенах сделаны ниши, и через небольшие оконца там видны захоронения. Так же есть красивые старинные керамические плиты, покрытые зелёной глазурью. Они вмонтированы в стены, на них изображены многоглавые церкви и нанесены надписи вязью. За ними тоже покоятся тела давно усопших христиан. Пещеры тянутся на много километров вглубь, есть одна тайная дверь за иконой Воскресения, за которой пещеры продолжаются. Там можно замёрзнуть и заблудиться, поэтому туда стараются не ходить без карт и держат дверь на замке.

Дорожка к празднику Успения проходит от Михайловского храма, который на горе, идёт прямо, поворачивает у ворот под Никольской церковью и дальше спускается вниз к площади и к Успенской церкви. Ширина этой дорожки около двух метров, она украшается цветами. Цветов надо несколько тысяч, чтобы украсить весь путь. Женщины-прихожане и девочки с большим старанием раскладывают цветы.

Само торжество происходит на всенощной. Наверху у Михайловского храма читается акафист Успению, все стоят со свечами, а потом торжественное шествие со старинной и очень тяжёлой иконой Успения Богоматери, которую несут несколько человек, медленно движется по дорожке, украшенной цветами, к Успенскому собору. Действие длиться до ночи, когда заканчивается утреня и совершается помазание, уже наступает темнота.

Сам храм Успения маленький и не вместил бы всех собравшихся. На утро служатся несколько Литургий в разное время в разных соборах, и в этот день заканчивается Успенский пост. Наши прихожане были на Святой Горке и видели купола Успенского храма, они так близко, что можно достать рукой.

 

Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

 

Успенский Собор Троице-Сергиевой Лавры совсем другой и не похож на пещерную церковь. Любой, кто входит в ворота Лавры, сразу видит этот собор и поражается величественной его мощи. Пять куполов нежно-голубого цвета украшены золотыми звёздами в честь Богородицы – Приснодевы, звёзды – это знак приснодевства. Толщина стен этого собора больше двух метров, а толщина столпов, держащих своды и купола внутри него, ещё больше – три метра. Недавно был почищен иконостас, иконы и росписи, и теперь можно видеть всё в блеске и красоте, как это было в первоначальном замысле. Деньги на строительство этого собора дал монастырю царь Иван Грозный, а строительство завершилось через год после его кончины, при царе Феодоре.

В любое время дня можно придти и рассмотреть росписи, которые покрывают собор сверху до низу. На столпах нарисованы князья, воины и святые и преподобные. В куполах – Господь Вседержитель, Богоматерь Знамение и отрок Иисус. На парусах – евангелисты и святители, на сводах – праздники. На западной стене, где выход – изображение разных сцен Страшного Суда. В оконных проёмах – серафимы, херувимы и преподобные в круглых медальонах, между которыми цветы и побеги с ветвями и листьями.

Празднику Успения посвящен целый ярус стенных росписей на северной и восточной стенах, около десяти больших сцен Успения иллюстрируют житие и акафист Успения Богоматери. Очень интересны подписи на каждом изображении: «исходяху апостоли из Иеросалима носящее одр», «и вышел облак светел, восхите одр святыя Богородицы и положи на рай». Ангелы несут апостолов в облаках, надпись: «Богом восхищаеми».

Можно часами рассматривать краски и сюжеты, но всё изменяется в тот момент, когда начинается служба: становится видно, что святые на стенах собора имеют мягкое и кроткое выражение ликов.

Евдокия Позднякова

 

Мои впечатления о посещении Успенского собора Киево-Печерской Лавры

 

Мы с родителями 8 лет назад паломничали в Киев и Почаев и были на службе в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Этот собор (в обиходе Великая церковь) и эта служба оставили у меня неизгладимые впечатления. Служил ныне почивший митрополит Владимир (Сабодан). В течение всего Богослужения у меня было чувство, что я стою не на земле, а на небе. Собор был как великан под облаками, но очень изящный и красивый, как внешне, так и внутри. Величественно пел хор под куполом храма, огромной величины и удивительной красоты иконостас, молитвенные возгласы священнослужителей, великая благодать, наполнявшая собор… Никогда не забуду этого чувства, которое до сих пор меня не покидает, когда я вспоминаю эту службу и этот собор. Поистине верное дано название – Великая лаврская церковь.Хочется ещё несколько слов сказать о начале создание этого величественного собора. Вот как повествует Печерский Патерик о создании Великой церкви. Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам — возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее… Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить… Моим именем хочу назвать ее, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: — Она наместной да будет». Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною».

В этой Великой церкви находится Киево-Печерская икона Успения Богоматери.

Елизавета Павленко