Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Церковный этикет (продолжение)

– Слушаю тебя, а у самой мысли вот какие крутятся. Если всё, что ты говоришь правда, то как же нужно вести себя во время службы, чтобы не навредить своей душе да и других не сбить с правильного пути? – задала очередной вопрос Марфа.

– Знаете, а ведь ваш вопрос очень правильный и своевременный. Я вчера на службе иногда смотрел в вашу сторону и заметил, с каким вниманием вы следили за всем происходящим в храме, как вы старались повторять всё то, что делали наши постоянные прихожане. Даже заметил ваши слёзы.

– Это правда. Мне казалось, что всё происходящее на службе касается только меня, моей прожитой, как мне казалось, яркой жизни, а оказалось, что она прошла где-то рядом со мной. И так обидно стало и горько, – в словах Марфы слышалась неподдельная скорбь.

– Я очень хочу, чтобы это чувство у вас сохранилось на всю оставшуюся жизнь. К большому сожалению, многие из тех, кто давно ходит в храм и, вроде бы, ведет церковную жизнь, исповедуется, причащается, знает церковные правила – писанные и неписанные, и с «огромной» охотой учит других, как достигший особого церковного «профессионализма» – сами зачастую забывают исполнять очень важные правила. Теряют то чувство, с которым они начинали посещать храм, когда обдумывали каждое своё действие, потому что испытывали – благоговение. За внешними поступками такими, как поклоны перед храмом и внутри храма, крестное знамение, соответствующая одежда, таится полная уверенность в своей особенности и полное отсутствие благоговейности.

– Это как так?

– Люди начинают позволять себе то, что не позволяли в процессе воцерковления. Захотелось во время службы приложиться к иконе в другом конце храма – пожалуйста, расступись честной народ, мы величаво плывём к намеченной цели. При этом абсолютно плевать, что кто-то в этот момент искренне молится и у него болит душа, зато нам хорошо, нас все видят и расступаются перед нами. Иначе как эгоизм назвать такое поведение нельзя, а если по пути встретили соседку, которую не видели с вечера, то с ней обязательно нужно обсудить насущные вопросы. Хотя отлично знают, что ходить во время службы – это грех, а за разговоры в храме посылаются скорби. Об этом говорил Амвросий Оптинский: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме».

– А если знакомого встретил, тогда как же?

– В этом случае достаточно поприветствовать кивком головы, а уже после службы поговорить обо всём. Бывает ещё и так, что у какой-нибудь бабушки проснётся «дар песнопения», и давай она подпевать хору, тем самым сбивая их с ритма и раздражая рядом стоящих. Есть определённые моменты в службе, когда можно и нужно петь всем вместе, а в остальное время мы молимся молча, оплакивая в душе свои грехи, и просим помощи Божией. Всегда нужно помнить слова Спасителя: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф.21:13). Хочу вас предупредить о некоторых моментах, которые могут возникнуть у вас для того, чтобы вы не поддались искушению. Иногда можно видеть, как во время службы кто-то сосредоточенно читает какие-то посторонние молитвы или Последования ко святому Причащению, что делать категорически нельзя. Все правила и каноны должны быть прочитаны дома или до начала службы. Святые отцы говорили, что ничего не может быть важнее соборной, а тем более, Литургийной молитвы, а посему подобные самоделания чреваты повреждением ума. Когда мы идем в храм на службу, то основная наша цель – это участие в Литургии и совместная соборная молитва, а как можно соборно молиться, если нет единого порыва к такой молитве, нет внимания и уважения к ближним своим? Отсюда и возникают нестроения душевные и духовные и, как следствие, скорби. Потом такие люди приходят на исповедь и начинают пространные и сумбурные рассказы с ненужными подробностями, а основной грех, суть его оставляют без внимания, потому что прогуляли, проговорили, промудрствовали всю благодать. Ведь когда отходит благодать, человек теряет способность в полной мере осознавать свои грехи. Я сейчас вспомнил один рассказ из книги «Православные чудеса в ХХ веке», там одна женщина во время чтения Евангелия решила приложиться к иконе святителя Николая Чудотворца, и только она наклонилась, как святитель ей из иконы говорит: «Я молюсь, а ты мне мешаешь».

– Да ладно, неужели такое может быть, чтобы икона говорила?

– Иногда для нашего вразумления Господь попускает и не такие чудеса.

– Слушай, вот ты сказал о исповеди, а когда она бывает?

– Как правило, исповедь бывает накануне Литургии на Всенощном бдении. Все, кто желает исповедоваться, заранее вспоминают свои грехи и, по возможности, записывают их на листочке, чтобы не забыть от волнения. После общей исповеди каждый подходит к священнослужителю и кается в своих грехах. Правда, есть исключение для тяжело больных людей, которым тяжело быть на всех службах, их могу исповедать перед или во время Литургии.

– Ну, а если нет возможности или не получилось вечером быть на службе, но хочется причаститься, тогда как? – не унималась Марфа.

– Это уже на усмотрение служащего священника, но, как правило, лучше перенести на другой раз, когда получится побывать на вечернем Богослужении. Кстати, перед причастием, когда закрываются Царские врата, а в алтаре происходит самое важное действие – причащаются священнослужители и готовятся к причастию мирян – это время зачастую многие из прихожан- «профессионалов» воспринимают, как некий антракт между действами, и вместо того, чтобы ещё раз поплакать о своих грехах, начинают в полный голос обсуждать насущные житейские проблемы, и храм превращается в подобие осиного роя.

– Почему осиного?

– Потому что пользы никакой, только вред один, и неизвестно, пойдёт ли такое причастие на пользу, ведь Господь требует от нас чистого сердца, а какое мы несём сердце, если вместо покаяния одна болтовня? Да ещё и новообращенных научаем такому отношению к святыне, а ведь Господь за каждую испорченную душу спросит с нас на Страшном Суде. Вот так-то. Поэтому я и желаю вам сохранить первоначальное чувство благоговейности до конца земного пути. Ну вот на этом мы с вами, пожалуй, закончим и пройдём в храм, а после службы продолжим беседу, если вам ещё не надоело! – Николай повернулся в сторону храма и трижды осенил себя крестным знамением.

(Продолжение следует)

 

Чтец Евгений Ковалёв