Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Церковный этикет (продолжение)

– Я уже так привыкла к тому, что во всём есть какой-то скрытый смысл, что пытаюсь сама домыслить услышанное, но не получается. Почему именно вино и вода, а не сок виноградный? – поспешила Марфа задать вопрос, воспользовавшись небольшой паузой, – вон от вина сколько горя бывает и несчастья.

– Ну, допустим, горе может и вода принести: от воды наводнения бывают, во всём должна присутствовать разумность. На самом деле, вино и хлеб это очень древние символы. Смотрите, в Ветхом Завете хлеб всегда олицетворяет собой насыщение человека, то есть является символом жизни, богатства, достатка, в то же самое время вино является символом радости. Именно для того, чтобы не омрачать пир в Кане Галилейской и не лишать радости гостей на браке, Господь по просьбе Марии претворяет воду в вино, а ещё раньше псалмопевец воспел в псалме: «И вино весилит сердце человека, и хлеб сердце человека укрепит» (Пс.103:15). Когда же человек жаждет, то он пьёт воду и утоляет жажду. И Сам Христос говорил о себе как о «источнике жизни вечной». Относительно тайного смысла вливания вина и воды в чашу, по слову святителя Киприана Карфагенского, «вино в Святой Чаше символизирует собой Кровь Христа, а вода символизирует собой народ Божий, который соединяется неразрывно со Христом». Вот так!

– Вот видишь, я же говорю, что во всём есть тайный смысл, – подытожила Марфа.

– В этом вы правы. Давайте всё-таки дальше разбираться в таинствах проскомидии. Затем священнослужитель приступает ко второй просфоре, называемой «Богородичной», и вынимает из неё одну большую частицу «в честь и память Преблагословенныя Владичицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии», тем самым подчёркивая особое почитание Божией Матери. Приступая к третьей просфоре, называемой «девятичинной», священник вынимает из неё девять частиц в память особо почитаемых святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессеребренников, а также за святых, особо почитаемых у нас в стране, епархии, святых, чья память празднуется в этот день. И последняя вынимается за создателя чина Литургии – Иоанна Златоустого или Василия Великого. Из четвёртой просфоры вынимаются частицы за здравие патриарха, правящего епархиального архиерея, за правящие власти, а также поминаются все имена из записок, поданных прихожанами, а из пятой просфоры вынимаются частицы о упокоении усопших также по запискам прихожан.

– Неужто всех поминают? Вон мы сколько вчера записок написали и всех помянут? – в голосе Марфы чувствовалось недоверие.

– Да, так и происходит. Потом все вынутые частицы размещают на дискосе (это специальная тарелка на подставке) вокруг Агнца в особой последовательности: в центре – Христос, справа – Богородица, слева – все святые, потом – живые и в конце – умершие. Такой порядок размещения на дискосе олицетворяет собой символ всей Церкви, всех верующих, собирающихся вокруг Иисуса Христа. В самую последнюю очередь священнослужитель поминает себя, а потом, благословив кадилом звездицу, ставит её на дискос в знак того, что над младенцем Христом взошла Вифлиемская звезда. Затем, также благословив кадилом покровцы и воздух, покрывает дискос, точно так же, как и Христос был повит пеленами в яслях, а в гробу – смертными пеленами, и молитвенно просит Господа принять эту жертву. После этого священник или диакон совершает полное каждение храма, как бы возвещая всем собравшимся в храме, что Бог выходит к людям, чтобы освятить их и ввести в Своё Царство за пределы Небес. Полным каждением завершается проскомидия и начинается Литургия оглашенных.

Чтец Евгений Ковалёв