Марфа, памятуя о том, как правильно нужно накладывать крестное знамение, трижды перекрестилась и поклонилась. Её взгляд невольно упал на сосредоточенное личико Настеньки и то, как по-детски неуклюже и забавно получались у неё поклоны, но при этом было видно, что делает она это осмысленно.
– Вы извините нас, но мы с Настей вас оставим на несколько минут, а вы пообщайтесь, пока есть немного времени, чтобы в храме самим не отвлекаться от службы и другим не мешать молиться, – Мария подхватила на руки дочь и вошла в здание воскресной школы.
– Николай, зачем так много служб нужно посещать, разве нельзя было вчера пропустить всенощную, а сегодня прийти и все записки подать, и свечи поставить? – тут же задала Марфа вопрос, волновавший её со вчерашнего дня.
– Простите меня за нескромный вопрос, вы, когда просыпаетесь утром, что делаете первым делом? – ответил вопросом на вопрос Николай.
– Ну, как? Умываюсь, чищу зубы, пытаюсь навести хоть маленько, но красоту на лице, потом завтракаю и по своим делам иду.
– А зачем? Ведь это всё можно сделать и перед сном – умыться, навести красоту, поесть?
– Ну, скажешь тоже, что же я должна целый день ходить, как незнамо кто, а на ночь прихорашиваться? – Марфа никак не могла понять, к чему клонит Николай.
– Как вы сами думаете, а Душа наша имеет право на умывание, питание, очищение, чтобы в итоге тоже стать красивой? – продолжал Николай. – Смотрите, что у нас с вами получается, себя мы холим, лелеем, а своей Душе делаем подачку – на, мол, утешься, я тебя позже приведу в порядок. Понимаете, наши службы, по большому счёту, не нужны Богу, они нужны нам, они похожи на наш утренний распорядок и дают нам возможность воспрять ото сна духовного, чтобы направить нас на путь спасения. Вечерня – служба пробуждающая. Утреня нас умывает, бодрит. Литургия очищает и питает.
– Это что значит «Литургия»? Если она такая сильная, то зачем другие службы? – не унималась Марфа.
– Хорошо, постараюсь объяснить на простом примере, зачем нужны службы перед Литургией. Вот у вас на руке перстень с красивым драгоценным камнем, что в нём самое ценное – оправа или сам камень?
– Конечно камень, оправа его только держит и подчёркивает его красоту и ценность.
– Вот так же и службы являются оправой для Литургии, уготавляют самое почётное место для неё, а в совокупности получается полная гармония.
– Как просто, но доходчиво, – Марфа с недоумением посмотрела на свой перстень.
– Ну, а что касается другого вопроса, то Литургия в переводе с греческого означает «общее дело». Подразумевается, что люди совершают общее дело с Богом, ведь Святое Писание нам повествует о том, как Сам Спаситель установил это таинство на Тайной Вечере накануне Своего Крестного страдания.
– Это ж как?
– Вкушая с апостолами, Он взял хлеб, преломил его, возблагодарил Отца и, раздавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, сие творите в Мое воспоминание». Так же, взяв чашу с виноградным вином, благословив , сказал: «Сия чаша Новый Завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание» (1 Кор. 11, 24-25). Вот так через апостолов было передано нам и установлено по всем Церквям это таинство. На протяжении многих веков Литургия укрепляет людей, лечит больных грехом от страстей, соединяет через Плоть и Кровь со Спасителем. Литургия – это наша жертва, которую мы приносим Богу, это наша благодарность. В нашей Церкви принято служить Литургию Иоаннна Златоустого и Василия Великого. Литургия Василия Великого мы служим десять раз в году: Великим постом воскресных – пять, в Великий Четверг и Великую Субботу, накануне Рождества и Богоявления, в день памяти святителя и если сочельник выпадает на субботу или воскресение. Во все остальные дни служится Литургия Иоанна Златоустого. Ещё бывает Литургия Преждеосвященных даров во время Великого поста – Григория Двоеслова.
Литургия всегда начинается с чтения третьего и шестого часа, во время которого священник, облачённый во все священнические одежды, совершает Проскомидию («принесение»), символизирующую собой рождение Христа и Его предназначенность на смерть. Для проскомидии приготавливают виноградное вино и литургические просфоры. Первая просфора особая, её вырезают в виде куба, который называется Агнец, при этом читаются слова пророчества Исаии (53, 7): «Яко овча на заколение ведеся и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих во смирении Его суд Его взятся. Род же Его кто исповесть? Яко вземлется от земли живот Его. Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение». Все эти слова, напоминающие нам о жертве, которую принёс Христос за нас, произносятся у жертвенника, символизирующего Голгофу. Затем священнослужитель, надрезая копием Агнец с правого бока, произносит слова апостола и евангелиста Иоанна (19, 34): «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истино есть свидетельство его». Это напоминает о том, как один из воинов копьём пронзил в рёбра Христа, и из раны вытекла кровь и вода. При этом чтении в Чашу вливается часть воды и вина.
( продолжение следует)
Чтец Евгений Ковалёв