Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Церковный этикет

Впервые за последние несколько лет Марфа изменила своим страстным привычкам. Попив чай, она завела будильник и легла спать раньше обычного, отказавшись от привычного сна под звуки работающего телевизора.

Утром, как и договаривались, все встретились в условленном месте. Мария очень обрадовалась, увидев Марфу.

– Доброе утро, Марфа. Ну как вы себя чувствуете после вчерашних приключений? Честно говоря, мы сомневались, что вы решитесь пойти сегодня в храм после стольких потрясений.

– Что ты? Что ты? Я сегодня раньше будильника проснулась и, знаешь, даже «Отче наш» успела прочитать, вот.

– Вы просто герой нового дня, – улыбнулся Николай, – мы рады, что вы не испугались вчерашних искушений. Бывает, что люди, попав в такую ситуацию, зарекаются ходить в храм.

– Знаете, мне такие мысли несколько раз приходили вчера на службе, а вот сегодня за них стыдно.

– Ладно, пойдёмте, а то нехорошо опаздывать, – сказала Мария и взяла Марфу под руку, а Николай взял на руки Настеньку, и все дружно направились в храм.

– Вы уж простите за надоедливость, но меня очень волнует вопрос, который не даёт мне покоя. Объясните мне, пожалуйста, когда нужно кланяться, когда нужно креститься и как?

– О, это по части Николая. Я, честно говоря, у него научилась, а раньше не предавала этому значения.

– Да, это действительно проблема для нашей церкви. Дело в том, что многие люди считают личным делом каждого, когда ему креститься, когда делать поклоны и какие, совершенно не задумываясь о том, что есть определённые правила, установленные Церковным Уставом. Святитель Василий Великий говорил: «В Церкви всё благообразно и по чину да бывает». Иногда можно встретить в храме и таких, которые всем своим видом стараются показать свою якобы набожность и демонстративно начинают к месту и не к месту бить поклоны, креститься — смотрите, мол, какая я благочестивая. Между тем Господь сам дал наставление: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф.6,5). Действительно, своё молитвенное состояние мы выказываем наложением крестного знамения и поклонами – малыми (поясными) и великими (земными, т.е. касаясь коленями, руками и головой пола храма). О том, как входить в храм, вы уже знаете.

– Ой, я это хорошо усвоила вчера, – поспешила заверить Марфа.

– Хорошо, а теперь постарайтесь запомнить следующие правила, не сразу конечно, но постепенно вы их усвоите. У Свт. Филарета Московского есть по этому поводу замечательные слова: «Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удержать себя от поклонов тогда, когда это не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слёзы, готовые пролиться из очей твоих, – в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя». Смотрите, крестное знамение без поклонов мы совершаем при славословии «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы, и при «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», при другом славословии в конце молитвы. Так же в начале шестопсалмия, при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза, в середине шестопсалмия на «Аллилуия» три раза, перед пением «Верую…», в начале чтения Евангелия, Апостола, паремий и на отпусте «Христос, истинный Бог наш…»

– То есть, только крестимся, но не кланяемся?

– Когда же священник благословляет: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», «И да будет милость…» и при словах диакона «И во веки веков», мы должны просто поклониться без крестного знамения. Крестное знамение с малыми поклонами мы совершаем на каждом прошении ектении после «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи», при возглашении слов «приклонимся», «припадем». И ещё, когда читают или поют «Аллилуия», «Святый Боже», «Приидите поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», мы повторяем все трижды. Помните, вчера, при чтении канона, мы крестились и кланялись на каждое взывание к Господу, к Кресту, к Пресвятой Богородице и святым, а так же при окончании пения каждой стихиры на слова «Честнейшую Херувим»?

– Да, помню, очень красиво пели, трогательно.

– Вот сегодня на службе, когда священник будет возглашать: «Приимите, ядите…», «Пийти от нея вси…», «Твоя от Твоих…» – нужно тоже совершить крестное знамение с малым поклоном. Ну, а что касается земных поклонов, то тут нужно запомнить одно основное правило.

– Какое?

– Правила Вселенских Соборов запрещают земные поклоны в воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Троицы, в дни великих Господских праздников, кроме Крестопоклонных и перед Плащаницею, в дни двунадесятых праздников. Поклоны прекращаются от вечернего входа, «Свете тихий» под праздник или воскресение, до пения «Сподоби, Господи» на вечерне следующего дня. В обычное время мы совершаем земные поклоны в начале пения «Достойно и праведно…», по окончании пения «Тебе поем…», после «Достойно есть…», при возгласе «Святая святым», «И сподоби нас Владыко…», перед пением «Отче наш», а также при выносе Святых Даров «Со страхом Божиим…», и при словах «Всегда, ныне и присно…» Да, земные поклоны не делаются и после Причастия. Ещё есть коленопреклоненная молитва, совершаемая в храме во время чтения особых молитв.

Примерно так всё выглядит с поклонами и крестным знамением, а о Посте мы будем говорить позже, там есть свои особенности.

– Да, теперь я понимаю, почему получается в разнобой, такую арифметику не осилить.

– Ну почему же? Было бы желание и прилежание в союзе со смирением, с осознанием своей греховности. При истинном покаянии всё можно осилить.

– Ну вот мы и пришли, – сказала Мария, освобождая руку для крестного знамения перед воротами храма.

 

Чтец Евгений Ковалёв