Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Церковный этикет

(Продолжение)

- Сначала мы с вами поставим свечи у праздничной иконы, её очень легко определить среди других икон. Видите: посреди храма стоит аналой и на нем лежит икона, а перед нею — самый большой подсвечник?

Марфа посмотрела в ту сторону, куда указывала Мария. В центре храма стояла высокая тумба, верх её был наклонён, а на ней лежала внушительных размеров икона. Марфа не могла её разглядеть, так как к иконе постоянно подходил народ, но то, как люди трепетно и осторожно целовали её, пробудило какое-то глубокое и сокровенное движение души. Из этого состояния её вывел тихий, но очень решительный голос Марии.

- Марфа, пойдёмте, а то мы с вами ничего не успеем до начала службы. Эта икона называется «праздничной», так как на ней изображено событие или святой, в честь которого будет совершаться служба. Смотрите, свечи мы возжигаем от уже горящей свечи и ставим на свободный подсвечник. Потом подходим к иконе и мысленно произносим молитву тому, кто изображен на иконе. Сегодня будет служба святой блаженной Ксении Петербургской, вы можете обратиться к ней, например, так: «Святая блаженная мати Ксения, моли Бога о мне грешней, по твоим святым молитвам простит Господь вся прегрешения моя и сподобит Царствия Небесного». Или как вам подскажет ваше сердце. Потом нужно осенить себя крестным знамением  – перекреститься – дважды и, если день воскресный, то с поясными поклонами, а если будничный, то можно и с земными. После этого целуем икону в знак того, что мы любим и почитаем изображенного на ней святого, затем ещё раз крестимся с поклоном и отходим. Только надо всегда помнить, что целовать икону нужно по нижнему краю изображения, а не в коем случае в лик. Если на иконе изображен лик, то, как правило, целуют волосы. В тех случаях, когда на иконе изображено сразу несколько святых, то её следует целовать один раз, а не расцеловывать всю и везде. Ко всем остальным иконам, мощевикам, святыням подходим в таком же порядке.

- Я, наверное, сейчас очередную глупость скажу, ну ты уж потерпи меня. Меня ещё в школе учили, что все иконы — это просто доски, бумажки с картинками. Да, они красивые и даже есть в очень дорогом и драгоценном виде, но они же просто картинки, а некоторые каменных истуканов считают святынями.

- Знаете, Марфа, не вы одна так научены. Многие раньше так думали, но, после того, как на своем жизненном опыте убедились в обратном, для них иконы стали самыми лучшими помощниками и целителями для души и тела, устроителями многих житейских проблем. Ведь на самом деле, что такое икона? Это образ, который доносит изображение самого Господа, Его Пречистой Матери, Небесных Сил, святых, мучеников. Именно изображение, а не материал, на котором написано, является святыней, именно святые собой освещают икону как предмет, как бы передают частичку своей святости. Поэтому перед иконой «не писанному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» — так говорил Василий Великий. Именно благодаря первообразу, икона становится причастной его благодати. Вообще, у святых отцов можно встретить очень возвышенные сравнения икон. Например: икона — это книга о вере, написанная языком линий и красок, или икона — это богословие в красках. Так что, при недостойном, небрежном отношении с иконой оскорбляется не написание, а тот, чьё имя она получила, её первообраз. В православном мире всегда трепетно относились к иконам, и в награду за это мы получили большое количество чудотворных образов.

Мария первой поставила свою свечу и, приложившись к иконе, отошла в сторонку. Трудно передать, что чувствовала Марфа в эти несколько минут, от волнения рука дрожала и свеча никак не хотела зажигаться. Потом она упорно не хотела стоять в подсвечнике и все время норовила упасть. Видя её волнение, дежурившая у подсвечника женщина, с кротким и по-детски добродушным лицом, помогла Марфе освоить эту нехитрую премудрость. Следующее недоразумение возникло у очередного подсвечника, когда Марфа не нашла свободного места и стала кругами ходить вокруг. У неё уже возникла мысль выдернуть уже горящую свечку, а свою поставить, но Мария вовремя остановила её.

- Не надо так смущаться, что для вашей свечи в данную минуту нет места. Мы отдадим её служащей, и она в нужное время поставит.

- Ты уверена, что она её поставит и даст свече догореть до конца?

- Я уверена в том, что её обязательно поставят, а вот переживать — догорит до конца или не догорит — это не совсем по-христиански. Во-первых, купив свечу, вы уже принесли жертву Богу, и Он её принял. Во-вторых, в храм приходят десятки людей, а в большие праздники сотни, и каждый хочет принести свою жертву. Только представьте себе такую картину: стоят десятки или сотни людей у своих свечей и ждут, когда их свеча догорит дотла. Как, весёленький сюжет?

Марфа почувствовала, как от стыда щёки стали гореть. Её, умудрённую опытом женщину, учила азам культуры и уважения к ближним совсем ещё девчонка. Странно, но Марфа не чувствовала обиды, а наоборот прониклась уважением к своей молодой «наставнице».

- Ты прости меня, я не со зла. Просто, столько лет жить своим «Я» и вдруг узнать, что можно и нужно жить для других, тяжело сразу перестроиться.

- Вы меня тоже простите, если что-то обидное вырвалось.

- Что ты, что ты, я сама понимаю, что если меня не поставить на место сейчас, то потом все бедные будут, когда начну сама других учить.

- Хорошо, теперь мне надо на общую исповедь, и вам тоже не мешало бы послушать, чтобы задуматься о тех грехах, которые будет перечислять священник.

- Да у меня особо и нет грехов.

- Тогда вам точно нужно послушать.

Улыбнувшись друг другу, они направились к группе прихожан, стоявших в другом конце храма. Марфа обратила внимание на то, что там была идеальная тишина. Каждый держал в руках книгу и что-то вдумчиво читал. Мария тоже достала из сумочки маленькую книжечку и сосредоточилась на чтении. Марфа, заметив у стены стульчик, сразу почувствовала гигантскую усталость и направилась к спасительному островку, но радость не была долгой…

Евгений Викторович Ковалёв