(продолжение)
После окончания общей исповеди Мария предложила Марфе присесть на любезно предоставленный новой знакомой стульчик, а сама направилась на исповедь. Марфа с нескрываемым интересом наблюдала за людьми, подходящими к священнику. Все были такие разные: одни подходили с исписанными листочками и наклонившись быстро перечисляли все пункты, другие подходили с равнодушным видом, желая побыстрей отделаться от «обязательной процедуры», а некоторые только подходили, как тут же слёзы застилали глаза, и они, уже не стесняясь своих слёз, перечисляли всё, что тяготит их душу. Марфа попыталась представить себя на их месте, но тут же почувствовала, как сжалось сердце, неприятный холодок пробежал по спине. «Какой срам, если я расскажу батюшке всё, что я сотворила в своей жизни. Он меня точно взашей вытолкает из храма да ещё скажет, чтоб не приходила больше. Нужно будет с Марией посоветоваться». За размышлениями о своей жизни Марфа не сразу сообразила, что в храме что-то произошло. От громкого возгласа диакона «Востаните!» она содрогнулась. Началась служба, первая, с которой начинался для Марфы новый, непознанный мир церковной жизни.
По окончании службы, выходя из храма, Марфа взглянула на часы и с удивлением заметила, что пробыла в храме почти четыре часа, но никакой усталости не чувствовала. Ей не терпелось скорей получить ответы на несметное количество вопросов, возникших за прошедшую службу. Когда они вышли за ворота, Марфа не утерпела:
- Мария, ты уж меня прости, но так хочу получить пояснение по одному моменту службы, что еле сдерживаюсь.
- Ну, если сможем, то постараемся ответить, да, малыш? — Мария подняла на руки Настеньку и нежно её поцеловала.
- Скажи, а что это было такое, когда свет выключили? У меня первая мысль была, что храм обесточили, а потом только поняла, что так надо, но для чего?
- Этот момент во время службы называется Шестопсалмие, один из самых основных моментов ежедневного служебного круга. Святые отцы придавали особую значимость Шестопсалмию в утреннем богослужении, усматривая в нём пришествие в мир Спасителя. Это очень хорошо раскрывается при Вечерни и Утрени, тогда можно заметить взаимосвязь ветхозаветного и новозаветного времени.
- И в чём же выражается эта самая связь?
- Ну вот смотрите,- к разговору подключился Николай — после своего грехопадения человечество оказалось оторванным от благодатного общения с Богом и предалось греховным страстям, погрузилось во мрак. И вот из этой темноты страждущая душа ветхозаветного народа молится о приходе Мессии: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…» (Пс.140,1), «изведи из темницы душу мою…» (Пс.141,8). Ветхозаветные пророки готовят народ к приходу Спасителя: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала во устех моих…» (Пс.33,2). Но только кроткие и смиренные духом узнают и примут Его. И вот начинается Утреня, наступает новое время, рождается Спаситель. И об этом событии возвещают троекратно Ангелы: «слава в вышних Богу..» (Лк.2,17). Тут же и человек хочет воздать хвалу Богу и просит Божественного содействия: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс.50,17), — после чего и гаснет свет. Здесь начинается новозаветное время. Храм погружен во полумрак, Спаситель родился, Он ещё не вышел на Своё служение, но Он молится Небесному Отцу о человечестве (1 Иоан.2,1,2). По прочтении трёх первых псалмов и малого славословия из алтаря выходит священник, символизируя собой Христа, становится лицом к алтарю и читает 12 утренних молитв, освящая каждый час дня. Именно поэтому установлены такие строгие правила поведения в храме во время Шестопсалмия: в это время полагается стоять прямо и благоговейно, предстоя как бы Самому Христу, не отвлекаться, не ходить по храму, не сидеть (кроме больных), и тем более не разговаривать. Устав даже запрещает поклоны, можно только креститься. «Но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же приклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон 49-я гл.). В силу особой значимости Шестопсалмия оно читается всегда в центре храма.
- Господи, как страшно-то не знать этого.
- Страшней, когда люди знают, но не исполняют да ещё и других соблазняют, начинают к иконам прикладываться, изображая из себя этаких ревнителей веры, а это, на самом деле, полное пренебрежение к своей вере. Знаете, ведь истинные христиане раньше сравнивали Шестопсалмие с предстоянием на Страшном Суде, вот так.
- Ну, вот мы и пришли, очень рады были познакомиться с вами Марфа, если хотите, то завтра после службы мы приглашаем вас на чай, а заодно и на другие вопросы постараемся ответить.
- Спасибо вам, вы меня сегодня столько терпели, наверное уморила. Спасибо за поддержку, и, если вам не в тягость, то можно я утречком с вами пойду на службу, а то ещё самой страшновато?
- Ну, что за вопросы, конечно, пойдёмте.
- Тогда, даст Бог, до завтра.
Чтец Евгений Викторович Ковалёв