В современной жизни, в суете мирской мы привыкли к тому, что нас окружают памятники. Памятники православным святым, полководцам и государственным деятелям, представителям науки и искусства, историческим событиям…
Но часто мы проходим мимо, не замечая их и не удосуживаясь прочесть несколько строк на памятнике, повествующих о событии ему посвященном.
В этом году в день празднования нашего престольного праздника Рождества Богородицы (21 сентября) мы отметили 634-летие Куликовской битвы. Это день является так же Днем воинской славы России.
После победы православного воинства на Поле Куликовом стали воздвигаться памятники этому великому событию. В 14-15 веках на Руси не принято было воздвигать скульптурные изваяния героев, так как главными творцами победы являются помощь Божия, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Именно поэтому в честь победы над татарскими полчищами был возведен храм Всех святых на Кулишках, что в Китай-городе. Рядом с храмом упокоились воины, павшие на Куликовом поле, откуда и берет название сей храм. Также в Москве в честь исторической победы был построен Богородице-Рождественский монастырь, в те времена давший приют вдовам и сиротам ратников, погибших на поле брани.
Великим князем Дмитрием Донским после Куликовской битвы был установлен день особого поминовения воинов, сложивших головы за Веру и Отечество. Сегодня он известен нам как Дмитровская родительская суббота. Ну, а первым памятником на самом Куликовом поле стал храм, собранный вскоре после битвы из дубов Зеленой дубравы, где был спрятан в засаде полк князя Владимира Андреевича.
Память о Куликовской битве отражена и в литературных произведениях конца 14 века, таких как «Задонщина», «Краткая летописная повесть о Куликовской битве». Но основным памятником Куликовского цикла является «Сказание о Мамаевом побоище». Это самый подробный рассказ о победе войска Дмитрия Донского над вражескими полчищами.
Прошли века… За это время русское православное воинство одержало немало блестящих побед над «полчищами агарян». Память народа будет вечно хранить героизм и храбрость наших ратников. Все эти великие деяния отражены в величественных памятниках наших скульпторов, литераторов, музыкантов, архитекторов. Обращая на них свое внимание, возлагая к ним цветы и венки, мы отдаем дань уважения и признательности нашим православным предкам за то великое духовное наследие, благодаря которому мы и дальше можем нести в мир наши ценности. Количество памятников, их культурные, эстетические достоинства, их величие и грандиозность являются отражением людского отношения к ним.
Но, к сожалению, порой попадаются на глаза забытые, заброшенные памятники. Уже и неясно становится, какому событию они посвящены. Есть и другие примеры: мемориал «Штыки», находящийся на въезде в Зеленоград, является большой братской могилой солдат, оборонявших Москву в 1941 году. Зимой курган с захоронениями становится местом притяжения окрестной детворы, которая с санками забирается на вершину кургана и весело катится вниз к ногам родителей, не обращающих абсолютно никакого внимания на то, что чада их веселятся на останках воинов, коим они обязаны своей жизнью на земле.
Но все же это исключения. Правилом у нас является сохранение и преумножение культурного и исторического наследия русского народа.
Рядом с нашим храмом есть захоронение воинов, павших в боях с немецкими захватчиками зимой 1941 года. Установлены гранитные плиты с выбитыми на них фамилиями и именами бойцов. На возвышении находится небольшое скульптурное изваяние солдата нашей армии. Уже много лет за этим памятником ухаживает семья наших прихожан. Несколько раз в месяц они подметают территорию, до блеска начищают гранитные плиты, зимой лопатами разгребают снежные заносы. В семье трое мальчиков. Каждый из них приобщен к уходу за памятником с самых малых лет. После воскресной службы, вооружась метлами и лопатами, они с гиком, вперед родителей, бегут ухаживать за «своим» памятником.
Это является блистательным примером православного патриотического воспитания молодежи. И можно быть уверенным, что эти ребята вырастут достойными, сильными духом людьми.
Иван Корешков