Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Имперские вечера

kartashova

Так называются литературно-музыкальные вечера, где выступает с авторским чтением и чтением русской классической поэзии поэтесса, член Союза писателей России, Нина Карташева. В ее стихах — отголоски молитв и музыки церковного песнопения. Православная вера усилила талант, направила его по единственно верному пути для русского поэта — пути прославления Творца неба и земли и убеждения заблудших в призвании Его. Мы решили встретиться с Ниной Васильевной, поговорить о ее жизненном и творческом пути, о значении православной веры для художника слова, да и вообще, для каждого человека, узнать о ее взглядах на то, что происходит в России и планах на будущее.

Расскажите о детстве и родственниках, и о том, как Вы пришли к вере?

Я уже родилась в вере. Мамочка у меня умерла очень рано, папа женился, а бабушка была монахиней в миру Оболенская — Кейкуатова, — это очень древний род. Дедушку расстреляли, как белого офицера. Бабушка вернулась в СССР из Харбина в 1928 г. Ее сразу посадили в тюрьму и она находилась в заключении до 1943 года. Папа рос в детском доме, потом его призвали на фронт. Он был крупным, высоким, хотел выучиться на машиниста поезда — но ему не разрешили, так как родители — «враги народа». Однако сыну «врагов народа» доверили оружие, когда началась Великая Отечественная война. И папа прошел всю войну, был в Сталинграде, воевал под Москвой, здесь, в Крюково. Он запомнился мне, как очень отважный и добрый человек.

Бабушка меня воспитывала строго — не могло быть и речи, чтобы стать пионеркой или комсомолкой, строгое длинное платье, никаких челок, обязательно коса. Косу, правда, я ношу до сих пор.

Но ведь полностью избежать влияния внешнего мира нельзя?

Да, я это называю «террор среды». Мне тоже хотелось быть как все. И, вместо того, чтобы после музыкального училища петь в церкви, как хотела бабушка, или принять, по ее примеру, тайное монашество, я вышла замуж. Ни в институт, ни в консерваторию — меня не приняли. Надо было быть комсомолкой, да и сведения о родственниках — «врагах народа», исключали возможность поступления.

А муж был верующий?

Нет, совершенно неверующий и из неверующей семьи. Но он крестился — это заслуга моей бабушки, мы венчались, однако поначалу он относился ко всему этому снисходительно. Однако шли годы, и он пришел к вере — причем уже довольно давно. И мы прожили вместе вот уже 43 года.

Вернемся назад. Были ли у Вас колебания в вере?

Колебания по молодости в вере у меня были, я не скрою. Но в это время на меня большое влияние оказал, ныне покойный, двоюродный дядя — архимандрит Дионисий Михайлов. Он служил в Александро-Невской Лавре, закончил в Санкт-Петербурге духовную академию, а затем сам попросил направить его на беднейший приход в село Большие Всегодичи Ковровского района Владимирской области.

Он часто приезжал к нам в гости, давал мне читать духовные книги, говорил о необходимости жизни в православной вере. Так что, если и были какие-то колебания, то после общения с архимандритом Дионисием они прошли навсегда. Мне стало совершенно ясно, как говорится, что «без Бога ни до порога».

Я думаю, что мужчины приходят к вере больше через ум, через интеллект, а мы, женщины, больше доверяем интуиции, мистическому опыту. И у меня такой опыт был.

Интересно, расскажите, пожалуйста, подробнее

Этот мистический опыт у меня с детства. Когда умерла моя мамочка, мне было всего шесть лет. Я ее почти не помню, но тем не менее ее незримое присутствие, молитвенная помощь, поддержка чувствовались всегда. Моя бабушка и те, кто знал мою мамочку, вспоминали, что она была тихой, доброй, верующей. И перед смертью папы во сне мне было откровение, он явился и звал меня за собой.

А перед моей недавней болезнью у мужа был сон. Он держит тоненькую фарфоровую чашечку, она просвечивает насквозь, но вся в трещинках. На ней написано:»Ниночка». И слышит голос: «Ну что ж, ты ее поставь на место. Пользоваться нельзя.»

Мне же тогда приснился сон: я вижу реку, и памятник Государю Императору (который мы открывали с Вячеславом Михайловичем Клыковым). Мне очень нужно на другую сторону реки, там царская семья: Царевич, Государыня Александра Федоровна, ее дочери: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. И вдруг этот памятник Государя Императора идет ко мне. Самодержец Николай II постепенно приближается, становится ростом с обычного человека.

Я боюсь реки, она огромная, а император говорит: «Садись мне на плечи». — «Но уж как-то неприлично так, Вы уж лучше возьмите меня на руки», — отвечаю я. И он взял меня на руки и перенес на другую сторону. Я считаю, что он перенес меня через эту реку — реку смерти, на другой берег — берег жизни. Он меня спас.

Спас от смерти?

Да, я недавно тяжело заболела, наступила клиническая смерть. Я увидела себя на операционном столе, со стороны. Затем видение сменилось, я вдруг оказалась перед огромной скалой. Надо идти вверх, потому что там свет, крылья и глаза, много глаз. Я стала карабкаться по узенькой тропке. И вдруг посмотрела вниз. А внизу — гадость какая-то, ужас, люди, как медузы. Я испугалась, что свалюсь туда. Нет, надо идти, но вершина еще далеко, и я замерла на месте. Вдруг голос спрашивает: «Где она?» — «Она боится» — отвечает другой голос. И я бы так и осталась на этой скале, если бы меня кто-то не вернул обратно. Снова я вижу со стороны свое тело на операционном столе, но мне подумалось, что это в морге и мое тело препарируют. Врачи в масках, бестеневые лампы, жуткий цинковый стол.

Вам было страшно?

Да, вообще, болеть и умирать страшно. Но когда чувствуешь, что Господь готов взять твою душу, это такой восторг! Недаром, Александр Сергеевич Пушкин писал:

«Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю, »
Да, есть упоение!

В реанимации я была три дня. Потом девять дней в надзорной палате под постоянным наблюдением. Затем перевели в отдельную палату, причастили, соборовали, там я пролежала 40 дней. Смотрите, какие символические числа: 3, 9, 40. Муж во время всей моей болезни читал Псалтирь, а также по молитвослову, который мы привезли из Сербии, запретительные молитвы бесам, и молитвы о болящих. Причем читал их не переставая. Он был у меня в больнице с восьми утра до восьми вечера.

Вы сказали — есть упоение! Можете подробнее описать Ваше состояние?

Мне вдруг стало так хорошо! Удивительная легкость. Чувствуешь себя, как будто шарик на ниточке, который летит в небо. Но нитка меня сдерживает, тянет назад. А так хочется туда, ввысь, в лазурную синеву! И я чувствую, что ниточка — это муж, он молится, и мешает мне туда уйти. Говорю ему:»Слушай, выйди из палаты». А он не уходит и продолжает молиться. «Сходи, пожалуйста, в магазин» — не идет. «Сходи в парикмахерскую». Не идет и продолжает молиться. Так и не ушел!

Вскоре после этого произошел перелом в течении болезни, кризис миновал, и я стала потихоньку, постепенно выздоравливать. А как только вышла из больницы — сразу окунулась в работу.

Вы много общаетесь в молодежной церковной среде. Как вы полагаете, что здесь является основной проблемой?

Когда служение Богу подменяется служением карьере. Особенно часто я это наблюдаю среди церковной молодежи, так как много выступаю в молодежных аудиториях. И это ужасно, просто оторопь берет. В итоге получается, что они живут двойной жизнью. Я не говорю о том, что нужно быть ханжами, но сохранять душевную чистоту необходимо. Ведь самим жить тогда будет легче, светлей.

Моя бабушка говорила, что: «Хам отличается от дворянина тем, что хам поступает как выгодно, а дворянин — как благородно». Сейчас же благородства, увы, почти нет.

Мне жаль эту молодежь, я ее не виню ни в чем. Св. Елизавета Федоровна правильно говорила: «Нельзя народ обвинять ни в чем. Народ как дитя — каким воспитали, такой и имеем.» И молодежь также — на чем она воспитывается? Загляните в Интернет. Послушайте радиостанции. Cколько там грязи.

Еще одна беда — очень многие русские вдруг стали неоязычниками. Они верят Сварогу, называют детей языческими именами. Может быть, в этом виноваты священники и все мы, православные. Я, когда выступаю перед молодежной аудиторией, всегда говорю:»Нам не о чем с вами спорить — с русскими язычниками. Потому что в нашем язычестве всегда было предчувствие Христа. У нас никогда не было человеческих жертвоприношений. У нас было триединство — божество Правь, Навь, Явь. С самых древних времен есть изображение креста, например, в Вологодских вышивках. И не нужно отговариваться тем, что мы исповедуем еврейскую религию. Христос всех призывает следовать за Собой:» Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).

Еще что сильно беспокоит рост смешанных браков, в основном, из соображений выгоды и переход православных в ислам. Постепенно идет вырождение нашей нации. И это ужасно.

Но приход храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Льялово, меня очень радует. Столько верующих молодых семей, с детьми. Не зря говорят: «Каков поп, таков и приход.» Я очень благодарна батюшке Георгию, рабам Божиим Марии, Ларисе. И считаю, что осталась жива благодаря молитвам священников и прихода этой церкви.

Каковы Ваши творческие планы?

Я готовлю книгу. Если Бог продлит мне жизнь, должна выйти книга прозы. Это будет роман немного автобиографический, мистический. Последнее время я занималась концертной деятельностью, выступления на радио, по телевидению, поэтому книги у меня не выходили. А материал есть, дневники я веду с 6 лет. Я записываю в них свои стихи, впечатления. По милости Божией, мне довелось общаться с очень интересными людьми: скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым, владыкой Иоанном (Снычевым), митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Я стала его духовной дочерью, когда умер мой двоюродный дядя, архимандрит Дионисий. Последние два года жизни владыки я у него окормлялась, он читал мои стихи, подарил книги, им написанные. Я считаю, что в его книгах есть полная программа возрождения Святой Руси — как духовно, так и экономически. Он, хотя с виду и скромный, но на самом деле это был великий человек. Без сомнения, владыка Иоанн явился одним из крупнейших мыслителей и величайшим религиозно-нравственным авторитетом нашего времени.

Насколько мне известно, владыка Иоанн придерживался монархических взглядов?

Да, и я их полностью разделяю. Я провела на эту тему очень много встреч — литературно-музыкальных вечеров, и не только у нас в России, но и за рубежом. Со стороны властей мы не получили никакой поддержки, и я этому рада, зато мы получили поддержку снизу, из народа. Народ любит Государя. Я сама свидетельница, как у нас, в Международном Славянском культурном центре мироточила икона Государя. Мы ее передавали в храм на Берсеневке, теперь она снова ввернулась к нам в центр. Еще в 90-е годы прошлого тысячелетия мы говорили о необходимости прославления Царской семьи.

А что Вас убеждало в этом?

Совершались чудеса. Даже у меня на литературно-музыкальных вечерах. Помню, в середине июля, как раз когда проходят Царские дни, на один из моих вечеров в Центральном Доме Литератора приехала знакомая из Одессы. У нее больные ноги, а сесть негде, очень много народа, даже стоят по стенам — полный аншлаг. Она пришла ко мне в артистическую и говорит: «Нина, я не могу стоять. Мне очень тяжело. Я, наверное, пойду». Передала мне подарочек из Одессы, я когда-то там выступала в Троицком соборе. Прошло еще пять часов нашего вечера, она снова заходит ко мне, и говорит: «Я решила чуть-чуть посмотреть — и осталась. И все пять часов стояла.» Свершилось чудо — с тех пор у нее ноги не болят. Она живет и здравствует, по сей день, зовут ее Людмила. Я считаю, что это чудо совершил Государь.

Вы говорили, что народ любит Государя. Но ведь есть и те, которые его ненавидят. Вы, наверное, сталкивались с проявлением как первого, так и второго. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Да, ведь памятник Государю в Тайнинке, рядом с г.Мытищи, работы замечательного архитектора Вячеслава Михайловича Клыкова взрывали два раза. Это памятник-мученик. Мы на своих литературно-музыкальных вечерах стали собирать деньги уже на третий памятник. Помню, когда завершился вечер, я спускалась со сцены, шла между рядами с полиэтиленовым мешком — все бросали в него деньги, женщины снимали сережечки. Вот так народ любит Государя.

И потому я с большим удовольствием езжу в глубинку. За последние два месяца была в Сибири, в Тверской области, в Костроме и в Тульской области. Например, в Тульской области, по приглашению местного иерея, я провела концерт, посвященный 400-летию дома Романовых. Сценарий полностью написал сам священник. Как народ нас там встречал! Духовой оркестр, церковный хор и я, которая читает на этой сцене стихи — больше ничего. Все прошло на удивительном подъеме, как будто дух Государя был с нами. В глубинке Государя любят, Государя чтут.

Он всем нам помогает, и я считаю, что у нас ближе помощника, чем он, никого нет. Как говорят: «Бог на небе, Царь на земле. Государство без Государя обречено».

Владыка Иоанн мне говорил:»Нина, успокойся, и перестань искать среди Романовых наследников. Мистический круг Романовых замкнулся: Ипатьевский монастырь — Ипатьевский дом. Михаил — первый из династии Романовых — и отречение Михаила, брата Государя».

Я убеждена, что России нужен царь, причем не кукольный, конституционной монархии, а настоящий самодержавный царь: «Православие. Самодержавие. Народность» — это бы нас спасло. Потому что Царь — это Отец, не нужно было бы избирать его. Выборы первые ведь уже были, когда Христа распинали — кого распять, а кого отпустить. Все правители, которых выбирают при демократии — временщики. Я остаюсь монархисткой по убеждениям. Нам нужен вождь. И согласна с генералом Красновым, который говорил: «России нужен русский православный вождь.»

Наша беседа подходит к концу. Что бы Вы пожелали нашим читателям?

Я хотела бы пригласить всех на Рождественский концерт 16 января в 18.30 в Доме Культуры г. Зеленоград в и 30 января на вечер «Именины — имя Нины и Татьянин день» в 18.30 в Международном фонде Славянской письменности и культуры (г. Москва, Черниговский переулок, дом 9/13, строение 2). Также там по последним четвергам каждого месяца проходят вечера русской духовности и культуры.

У нас все исполнители, артисты — люди православные, других просто мы не приглашаем. Да другие и не пойдут, им нужны большие деньги, а ведь средства наши довольно скудны, но все хотят «канарейку за копейку, чтобы пела и не ела». Среди нашей творческой интеллигенции есть очень хорошие люди, и каждая встреча с ними — это событие. Приходите, мы всех вас ждем и будем очень рады.

Подготовил Михаил Глинников