Братья и сестры!
Многие святые отцы высказывались о посте. Пусть их слова укрепят вас в ежедневном небольшом подвиге, помогут в воздержании от пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель поста.
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф. 6, 14-18).
Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христа. (св. Игнатий Богоносец).
Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения. (блаженный Августин).
Четыредесятница есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница безпорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения. (св. Астерия Амасийского).
Когда царь собирается взять неприятельский город, он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то безпорядочные желания изнемогут. (прп. Иоанн Колов).
Как невоздержанность в пище бывает причиною и источником безчисленных зол для рода человеческого, так и пост и презрение удовольствий плотских всегда были для нас причиною несказанных благ… Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают; так пост, делая ум наш более легким, помогает ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным. (Святитель Иоанн Златоуст).
Пост возносит молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями. (Святитель Василий Великий).
Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело. (Святитель Иоанн Златоуст).
Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния. (Святитель Иоанн Златоуст).
В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. (Из писем игумена Никона (Воробьева).
Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отсечение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. (Святитель Василий Великий).
Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. (Святитель Иоанн Златоуст).
Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия… Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшим в легкой схватке. (Преподобный Кассиан Римлянин).
Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышать слово Божие, услышьте завет Божий — и отпустите. Простите ближним согрешения их пред вами. (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, настаивали и на том, что надо одновременно воздерживаться от пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель поста. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание. (Праведный Иоанн Кронштадтский).
Пост тела — есть пища для души. (Святитель Иоанн Златоуст).
Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случилось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание. (Святитель Иоанн Златоуст).
Сколько отнимешь у тела, столько придашь душе. (Святитель Василий Великий).
Мерное употребление пищи, по мнению святых отцов, состоит в ежедневном употреблении столько пищи, чтобы после вкушения ее еще чувствовался голод. Такая мера сохранит душу и тело в одинаковом состоянии и не попустит человеку вдаваться ни в чрезмерный пост, расслабляющий тело, ни в пресыщение, подавляющее дух. (Преподобный Кассиан Римлянин).
Воздержание морит голодом демонов. (Святитель Феофан Затворник).
Кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь. (Преподобный Силуан Афонский).
И с какой любовию, какими Божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями… научает всякой добродетели и возводит к совершенству. (Праведный Иоанн Кронштадтский).
Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу. (Преподобный Серафим Саровский).
Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения. (Преподобный Кассиан Римлянин).
Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством влекут за собой рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела. (Святитель Василий Великий).
Для сохранения чистоты души и тела не достаточно одного воздержания в пище, если к нему не будут присоединены и прочие добродетели душевные. (Преподобный Кассиан Римлянин).
Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало. (Преподобный Иоанн Лествичник).
Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами постоянно от него польза. (Святитель Иоанн Златоуст).
Сайт Самарской епархии