Ныне Святая Православная Церковь празднует день Введения Пресвятой Девы в Иерусалимский храм Ее родителями, так как они дали обет посвятить Ее Богу. Велика была любовь родителей! Они отдали Господу свою единственную дочь, свою единственную радость, которую получили сами в утешение на старости лет. Младенец Мария только три года жила в доме своих родителей — Богоотец Иоакима и Анны, а на четвертом Ее привели в храм для службы Господу.
В чем же могла заключаться Ее служба? Сначала в прославлении Бога, Который всегда принимает похвалу из уст младенцем, а затем Пресвятая Дева приобрела благодать у Господа послушани ем и своим смирением, что и доказала принятием на себя великих и страшных обязанностей Богоматери. Всю свою жизнь Она служила Богу как истинная раба Господня, то воспитывая Божественного Отрока, страшась за Его жизнь, оберегая Его от врагов; то мучаясь в ожидании Его прославления на земле, когда народ не признавал Его за Мессию, а потом апостолы не имели еще твердой веры; то невидимо для всех несла Она свой крест — бедность и заботилась о нуждах испытуемых Самим Христом; Она содрогалась при виде увеличивающейся с каждым днем вражды против Иисуса, и, наконец, оружие пронзило Ее материнское сердце во время суда над Христом, когда Она увидала истерзанного, окровавленного и распятого на Кресте Сына Ее, дарованного человечеству на спасение; то мучилась Она неутешною скорбью одиночества, оставаясь на земле, по вознесении Спасителя; то служила Она Господу, исполняя апостольское назначение и утверждая Христианскую Церковь в языческих землях; то, наконец, томясь до преклонных лет на земле, ожидая своего переселения в Небесное Царство Сына Ее и Спасителя, Она служит и теперь Богу и людям как Предстательница, Ходатаица, Молитвенница за грехи человечества, как Избавительница от бед и заслуженных наказаний, как Утешительница скорбящих. Эта величайшая служба будет совершаться и продолжаться до Второго Пришествия Христа.
Если мы помним, что имеем от Бога наше бытие, силы, чувства, разум, сердце, волю, получаем от Господа все многочисленные блага и можем быть участниками блаженства и вечной жизни в Царстве Его Небесном, то мы не в состоянии сомневаться, что цель жизни каждого из нас — служить Богу и прославлять Создателя.
Но нужна ли Господу наша служба? Она нужна настолько, насколько она доказывает нашу любовь к Нему, как нужны нам заботы о нас детей наших, когда мы здоровы и обеспечены. Эта служба по любви более всего необходима самим детям; она спасает людей от греха, дает силы для борьбы со страстями, доставляет честь и славу служащим, похвалу и любовь — учащимся, вечную признательность и благодарность — воспитателям. Например: молясь, мы служим Богу, но эта молитва прежде всего необходима нам самим, так как только с помощью искренней молитвы человечество получает все необходимое. Удерживаясь от празднословия и осуждения, мы служим Богу, ибо исполняем заповедь Его, но главным образом спасаем себя от осуждения в день Страшного Суда. Обучаясь Священному Писанию и всякой науке, мы служим Богу, так как познаем Закон Божий, заповеди Самого Создателя, учимся по творениям познавать Творца, но одновременно сами совершенствуемся. В прилежании, в послушании родителям, в заботах о ближних и бедных, во всем хорошем мы служим Богу как верные и честные дети, как истинные, любящие ученики Христовы, исполняющие Его волю.
Но есть люди, которые не понимают ни цели своей жизни на земле, ни также значения теперешней величайшей службы Богоматери христианам. Как известно, целые народы по своей духовной слепоте не видят, что милосердие Божие и всепрощение Христа беспредельны только благодаря заслугам, молитвам и предстательству Божией Матери, Которая стоит между людьми и Христом.
Наши горя и страдания возбуждают боль Ее настрадавшегося сердца, и Она, как дерзновенная ко Господу, Сыну Своему, истинная раба Его и смиренная Мать-Царица, просит за нас, рожденных и живущих в грехе, слабых духом и разумом, слепых очами сердца, мучимых и сбиваемых с пути врагом. Христос Спаситель, положивший жизнь Свою в доказательство любви к людям, упросивший Отца Небесного ниспослать на землю Духа Святого для просвещения слабого человеческого разума и утверждения веры, не имеющий более путей иных к вразумлению падшего человечества, но несомненно все еще не желающий смерти грешника, — с любовию и радостию слушает призывающий, ласковый и любящий голос Матери Своей, дающий Ему возможность, по правосудию, ради Ее заслуг на земле и славы на небе, еще ниспослать милости погибающим в страстях людям. И что же? Между этими людьми есть такие, которые не сознают всей своей преступности пред Богом, своей греховности, нечистоты, своего ничтожества, не видят, до чего они бездушны, жестоки, лицемерны, сребролюбивы, погружены в житейские расчеты и наслаждения, не чувствуют, как далеки они от Бога, и воображают себе, будто они спасены уже страданиями Христа, как бы ни грешили… Богородицу они ставят наряду с человеческим ничтожеством. Безумные слепцы! Они лишают себя последней надежды на прощение.
Кто не чувствует на себе забот и милостей Божией Матери, тот совершенно слеп духовно. Некоторые великие подвижники, пустынники и старцы имели у себя один только образ Богоматери, пред которым неустанно клали поклоны, прося вознести их молитвы и воздыхания ко Христу и испросить им и другим христианам дары Духа Святого. Исцеляя болящих, они свидетельствовали, что Царица Небесная, а не они дарует им милость.
«Приидите, вси празднолюбцы, — поет Святая Церковь, — честный Покров Божия Матери ублажаем!..»
Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского! Аминь.
(Священномученик Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя — М.: Сретенский монастырь, 2003.)
Материал подготовила Екатерина Сидорова