<…покоритесь Богу>
(Иак. 4, 7)
По бурному морю идут два одинаковых по форме, величине и загрузке корабля.
Но по-разному действуют на них свирепые волны. Одного из них они кидают из стороны в сторону, сильно качают, а в иные моменты, кажется, готовы опрокинуть.
Но другой как будто бы не чувствует ветра и волн — ровно идет по бурному морю, почти не покачиваясь и ни на одну йоту не отклоняясь от своего пути.
Почему же не действует на него волнение?
Он имеет у себя прибор — быстро вращающийся <стабилизатор> — большой тяжелый круг, наподобие детского волчка. И этот прибор спасает его от качки и волнения. По-разному относятся и люди к житейскому бурному морю и его волнам — бедам и несчастьям. Одних они повергают в скорбь, уныние, отчаяние, вызывают ропот и недовольство судьбой.
Но есть и такие, которые как бы не замечают житейских бурь, всегда мирны и покойны сердцем. Они также имеют в себе душевный <стабилизатор>. Этот душевный <стабилизатор> есть полнота покорности Божией воле и постоянство живой веры в Его Промысл.
Один знаменитый богослов много лет прилежно молил Бога о том, чтобы ему был указан человек, который мог бы указать ему прямой и самый короткий путь к достижению Небесного Царства. (Этот рассказ заимствован из книги свт. Иоанна Тобольского <Илиотропион>.)
В один день, когда он молился об этом в церкви, он услышал голос: <Выйди за двери церкви и найдешь человека, которого ищешь>.
Богослов идет за двери и находит нищего, покрытого рубищем, с ногами в струпьях и текущим из глаз гноем. Богослов подходит и приветствует нищего: <Доброго и благополучного утра желаю тебе, старче>.
Старец ответил на это: <Никогда не имел я недоброго и неблагополучного утра>.
Богослов, желая исправить свой привет, говорит нищему: <Да пошлет тебе Бог все доброе>.
Убогий отвечает: <Никогда не постигало меня ничто недоброе>.
Богослов стал сомневаться в том, хорошо ли слышит его старик, и повторил свои пожелания в другой форме: <Я желаю тебе всякого благополучия>.
Нищий отвечает: <Я никогда не был в неблагополучии>.
Желая вновь испытать нищего, богослов сказал ему: <Хочу, чтобы все пожелания твои были исполнены Богом>.
Старик отвечал: <Я ничего не ищу из того, что ты мне желаешь, — все бывает согласно с моим желанием>.
Заинтересованный богослов тогда спросил нищего: <Ты ли один между бедствующими на земле — блаженный? Как же ты один избавлен от всех злых времен и происшествий?>.
Убогий отвечал: <Дарованным мне от Бога я доволен всегда: не искать мирских успехов — составляет для меня величайшее благополучие.
Небесный Отец все направляет к лучшему в жизни каждого человека, как приятное, так и неприятное для него. Он совершенно знает, первое ли, или последнее для каждого человека есть истинно спасительно.
Поэтому я и говорю, что я никогда не бывал в неблагополучии, потому что все в моей жизни бывает для меня по моему желанию: терплю ли голод, благодарю за все Всевидящего Бога. Мороз ли жжет меня, как огнем, или дождь льет на меня ливнем — равным образом прославляю Бога за то; если кто издевается надо мной, делает нападения и обиды — также благодарю Бога, ибо уверен, что это делается мне по воле Божией.
А все, что Бог посылает нам, служит для нашего добра, для нашего совершенствования.
И так все, что Бог посылает нам или попускает других сделать для нас приятное или противное, сладкое или горькое, равно считаю и все, как от руки Милосердного Отца, охотно принимаю, и того одного только желаю, чего желает Бог, и что Ему угодно попустить других сделать мне.
Таким образом, все для меня происходит и делается по Божиему и вместе моему собственному желанию.
Воля Господня есть полнота совершенства и доброты; вне ее нет другой воли, более лучшей, более праведнейшей; она производит праведный суд о всех, а о ней — никто не может изречь праведного приговора, обличающего ее в противоречии.
Я всею моею мыслию стремлюсь к тому, чтобы всегда и хотеть и желать мне того же, чего хочет Бог от разумного существа вообще, и в частности от меня убогого>.
Тогда ученый муж спросил калеку:
- Но кто же ты такой?
- Я — царь.
- А где же твое царство?
- Оно в душе у меня, ибо я научился владеть своими внутренними и внешними чувствами; а что это — царская власть, не усомнится никто, ибо нет большей власти на земле.
Из беседы с нищим богослов действительно узнал самый верный и надежный путь к Царству Небесному, состоящий из совершенной покорности во всем Божиему Промыслу.
Имеется такой рассказ про египетского пустынника Аматия. Ворон опрокинул его пишу. Аматий не рассердился на него, а сказал: <Благодарю Тебя, Господи, что Ты заставил меня поститься: это, очевидно, полезно мне — и все в Твоей воле>.
А когда старцу Феодору (ученику Паисия Величковского) враждовавший против него игумен объявил, что его посадят в погреб и будут кормить травой, то он отвечал: <Верую милосердному Богу моему: мне сделать могут только то, что Он попустит за грехи мои. А что Он попустит, того я и сам желаю. Лучше мне в этом веке понести наказание, чем в будущем веке мучиться>.
И когда христианин бывает ввержен в бурю испытаний — житейских бед, несчастий, болезней и скорбей (для себя и для ближних), — лучшим средством для прекращения душевного смятения, уныния и печали является принесение Богу от всего сердца благодарственной молитвы за все посылаемое.
Преп. Варсонофий Великий и Иоанн так говорят об этом: <Настрой себя благодарить Бога за все, слыша слово Апостола: «за все благодарите» (1 Фес. 5, 18). Будешь ли ты в скорбях или нуждах, или в утеснениях, или в болезнях и трудах телесных — за все постигающее тебя благодари Бога, ибо «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22)>.
А [преп.] старец Силуан со Старого Афона пишет: <Душа, предавшаяся воле Божией, легко несет всякую скорбь и всякую болезнь, потому что и в болезни она молится и созерцает Бога: «Господи, Ты видишь мою болезнь; Ты знаешь, как я грешен и немощен; помоги мне терпеть и благодарить Твою благость». И Господь облегчает болезнь, и душа чувствует Божию помощь и бывает весела перед Богом и благодарна.
Но если ты скорбишь по какой-либо вещи, то значит не вполне предался воле Божией, хотя тебе, может быть, и кажется, что ты живешь по воле Божией.
Кто живет по воле Божией, тот не заботится ни о чем. И если ему нужна какая-либо вещь, то он и себя и вещь передает Богу, и если не получит нужную вещь, то все равно остается в покое, как если бы имел ее.
Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится — она говорит: «Так угодно Богу». Если болен — думает: значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее. И так сохраняется мир в душе и теле… Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего и не ждем>.
Полнота покорности Божией воле безмерно обогащает христианина. Об этом так говорит архиепископ Иоанн (Шаховской):
<Ценность предмета зависит не только от него самого, но и от того, кто этот предмет дает или имеет. Ничтожное становится драгоценным только оттого, что его имеет или дает какой-нибудь большой, известный всем человек… Это и закон религиозной аксиологии (определения достоинства)… До бесконечности возрастает ценность всего, что исходит, созерцается исходящим от Источника всех сокровищ. И самое малое Божие бесконечно выше самых великих человеческих ценностей… Принимать всё, как от Бога, — это значит обладать несметными сокровищами>.
Н.Е.Пестов
Материал подготовила Елизавета Павленко