История иконы связана с появлением песнопения <Достойно есть>. Предание, сохранившееся на Святой горе Афон, повествует, что в конце X века недалеко от Карейского монастыря в уединенной келье жил старец со своим послушником. Однажды под воскресенье старец отправился ко всенощному бдению в Карейский храм, а послушник остался в келье один. Ночью к нему постучался неизвестный инок, и послушник впустил его. Вместе они стали на молитву. Во время пения слов <Честнейшую Херувим…> гость заметил, что у них поют эту песнь иначе: добавляют перед <Честнейшую> слова: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего?.
Пока длилось песнопение, келейная икона Богоматери <Милующая> сияла небесным светом, а послушник в умилении плакал.
Он попросил гостя записать эту дивную песнь, и, так как в келье не было бумаги, пришелец написал слова на камне, размягчившемся подобно воску под
рукой чудного писца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидимым, а икона еще некоторое время излучала чудесный свет.
Образ был перенесен в Протатский (Свято-Успенский) соборный храм Кареи
и сейчас пребывает там в алтаре на горнем месте.
Известны списки иконы <Достойно есть> с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и святых.
Вокруг изображения обычно помещается сам текст молитвы <Достойно есть>.
Память иконе <Достойно есть> — <Милующая> совершается 24 июня.
Тропарь, глас 4
Отцев все Афонское множество, соберитеся, верно празднующе, днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии, Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается. Темже яко Богородицу, присно Сию славим.