Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27 августа. Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)».
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там — оставление пищи скоромной — более питательной и употребление пищи постной — менее питательной; здесь — оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Три Спаса – три праздника, обрамляющих Успенский пост
Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня», который называется у нас Первым Спасом. Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает торжественную церемонию, крестный ход.
Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа (14 августа по новому стилю), две недели до Успения Пресвятой Богородицы эта святыня носилась по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа (28 августа по новому стилю) Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.
В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I», то есть 14 августа по новому стилю.
В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.
Так Первый Спас оборачивается величественным торжеством, знамением победы христиан над их противниками. Если добавить сюда отмечаемый в тот же день праздник ветхозаветных мучеников Маккавейский, то Первый Спас приобретает совсем уже необъятное значение.
По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа отмечается 19 августа по новому стилю и называется ещё Вторым Спасом.
Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвящённому этому событию.
История праздника подробно описана в Евангелии: Мф.17, 1-13; Мк.9, 2 – 13; Лк.9,28 – 36.
В тропаре праздника говорится: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.»
Объясняя смысл тропаря праздника, протоиерей Борис Балашов пишет: «Незадолго до Своей Крестной Смерти Иисус Христос являет апостолам Свою Божественную славу, показывая этим, что страдания, предстоящие Ему, добровольны, а не вынуждены и не являются поражением. Слава Богочеловека проявилась на Фаворе очень ярко, но ученики могли её видеть «якоже можаху», то есть в той мере, насколько они были к тому духовно готовы. Важно понимать, что событие Преображения было дано не для трёх апостолов, а для всех учеников Христовых. Поэтому мы и просим Господа, осознавая своё собственное недостоинство и опираясь на молитву Его Пречистой Матери, чтобы и нам воссиял этот Божий вечный свет. Воссиял в наших сердцах, просвещая и очищая внутренний мир наших душ.»
В кондаке праздника также осмысляется событие Преображения Господня: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.»
По-русски этот кондак можно перевести так: «На горе преобразился Ты, Христе Боже, и ученики твои видели славу Твою, насколько могли воспринять её, чтобы, когда увидят Тебя распинаемого, поняли Твоё добровольное страдание, возвестили миру, что Ты воистину есть Отчее сияние (Свет Небесного Отца)».
На Преображение Господне освящаются гроздие (виноград) и плоды нового урожая. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Поэтому праздник получил в России народное название «Яблочный Спас».
Этот обычай — священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23, 19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23, 10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3, 9).
Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.
Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23, 1).
Праздник Успения Божией Матери
В честь завершения земного пути Божией матери Православная Церковь установила великий двунадесятый праздник Успение Пресвятой Богородицы. Он отмечается 28 августа по новому стилю.
Успению предшествует двухнедельный строгий пост – символ подвигов и трудов Богоматери на пути к достижению вершины человеческой святости.
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствии жила в доме его родителей близ горы Елеонской.
Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Многие из новопросвещенных верой приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Сохранилось послание, написанное св. Игнатием Богоносцем к апостолу Иоанну Богослову: «Если только буду иметь возможность, то приду к тебе увидеться со всеми верными святыми, у тебя собранными, а более всего желаю увидеть Матерь Иисуса, о Которой говорят, что Она у всех вызывает удивление, почтение и любовь, и все горят желанием Ее увидеть. И как не желать увидеть Пресвятую Богородицу, побеседовать с Той, Которая родила истинного Бога!»
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Отсутствовал только апостол Фома.
Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию.
Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Аффония, попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.
Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.
Кончину Матери Божией Церковь называет Успением, потому что Она «как бы на малое время уснула и, как от сна, воспрянула».
В тропаре праздника воспевается: « В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу (перешла к Вечной Жизни), Мати сущи Живота (являясь Матерью Жизни), и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
Как во время земной жизни Пречистая Дева Мария заботилась об Иисусе Христе, так после Успения Она заботится о наших душах и молится о нас Богу, ведь христиане усыновлены Ей кровью Её возлюбленного Сына.
В праздничном кондаке говорится: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.»
По-русски этот кондак можно перевести так: «Богородицу, неустающую (неусыпающую) в молитвах и дающую непоколебимую надежду в ходатайствах (в просьбах Богу о нас), гроб и смерть не удержали, потому что Вселившийся в Её вечнодевственную утробу пересилил Её к жизни, как Матерь Жизни (Матерь Творца мира Богочеловека Иисуса Христа)».
С первого века свой жизни Церковь верила, что любовь и молитвы Богородицы хранят и утешают всех чад (детей) Церкви на жизненном пути в Царство Небесное. Пречистая Дева Мария Своей любовью и заботой никогда не оставляет верующих в Её Сына.
Материал подготовила Елизавета Павленко