«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:31-36).
Но как научиться любить? Господь дал нам эти две главные заповеди: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).
Но как возлюбить ближнего своего, как самого себя? Нужно его понять с Божьей помощью. Как ты пытаешься понять себя: свои мысли, свои чувства, движения своей души. Точно так же понимай и его: пытайся понять его мысли, чувства, движения души, попытайся сделать их родными себе. И тем самым соединиться с ним. Уясни: перед тобой целая вселенная любви, святости, греха, боли, слез. И путешествие в этот космос сердца другого человека увлекательнее, чем путешествие по фантастическому Средиземноморью Толкина или на Марс через черные пустыни ледяного вакуума.
И твой космический корабль сердечного путешествия, твой метод познания другого человека – это рассуждение, основанное на заповедях Божиих. Грех человека не принимай, ненавидь его, а человека – жалей. Он болен грехом, как больны раком или коронавирусом. Жалей больного, потому что и ты болен тоже. И тебя кто-то пожалеет.
Метод театра переживания Станиславского. Ты не сыграешь характер персонажа, если не проникнешься к нему любовью. Даже самого отъявленного злодея. Если не увидишь в нем образ Божий и светлый луч добра Христова. Как говорила преподобномученица Елисавета: «Образ Божий нельзя в человеке уничтожить, его можно только замутить». И венценосная великая княгиня шла в криминальные страшные трущобы московской Хитровки, о которых столько ужасов написано, и пыталась привести к свету Божьему человеческие души, особенно детей.
Рассуждение отличается от осуждения тем, что первое замешано на любви, на милосердии, на стремлении помочь человеку. Осуждение базируется на грехе гордыни и ненависти. Вот в чем разница. Если ты злишься на человека, раздражаешься, обижаешься, ненавидишь – это осуждение. Но если пытаешься ему помочь и потому анализируешь, хочешь разобраться в его поступках, то ты рассуждаешь. На то нам и дан ум, как писал митрополит Афанасий Лимассольский.
Попытайся понять человека. Удели ему время. И чем большее испытываешь отвращение, тем больше пытайся понять. С молитвой, конечно. С призыванием Святого Духа, чтобы Он Своим светлым крылом просветил твои сердце и разум.
Сергей Довлатов писал когда-то, что милосердие выше правды. И это действительно так. Потому что по правде Божией ни один человек не достоин жить. Но Всевышний Творец наш дарует жизнь каждому из нас – страшному грешнику, потому что любит нас и милосердствует. И ты свое сердце наполни милосердием. Когда-то великий греческий святой новейшего времени преподобный Паисий Святогорец говорил: любовь всегда должна быть с жертвенной мукой сердца. Любовью к людям нужно болеть.
Как в одном из рассказов Антона Павловича Чехова: отец пишет сыну письмо. Он сыном недоволен, ругает его, наставляет. А в конце письма не удерживается и прибавляет что-то типа «ты же не забывай надеть шерстяные носки, чтобы не замерзнуть». Любовь, которая выше всего.
Кутайте друг друга в свою любовь. Пусть ваши глаза, движения, поступки источают милосердие. Согреем друг друга своим теплом. Пусть Господь Бог, Который есть любовь, порадуется за нас!
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Протоиерей Андрей Чиженко