Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Заповеди блаженства

zapov

«Ищите прежде Царстивия Божиего…»

В нашей жизни есть много прекрасного, но, разумеется, все согласятся с тем, что она не совершенна. Всю жизнь людей преследуют трудности, несчастья, болезни, смерть. Несмотря на это, людям везде и всегда присуще стремление к тому, чтобы жизнь изменилась, стала более гуманной, наполненной красотой и творческой деятельностью. Но как этого достичь? Множество мудрых людей вдохновенно мечтали об этом, строили многочисленные планы и давали многообразные обещания. В действительной жизни кое-что из их советов в большей или меньшей степени приносило пользу, тогда как иное разочаровывало или наносило вред. И лишь немногая часть людей понимала действительное положение вещей в этом мире, правильно оценивала ход исторических событий, ожидая обещанного Богом Спасителя мира.

И вот исполнились времена и сроки. В этот мир, исполненный многоразличных скорбей и горестей, пришла вечная радость, покой и утешение — родился Христос Бог наш. Родился для того, чтобы обратить умы и сердца людей к Богу, научить достойно и праведно поклоняться Единому в Троице Богу — Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хотя человечество ко времени пришествия Спасителя существовало уже несколько тысячелетий и имело представление о Боге, но это представление как в среде языческой, так и в среде иудейского народа утратило подлинное и истинное знание о Боге. От Бога ожидали земных благ. Потусторонние нужды затмевали собой духовный смысл пришествия в мир Спасителя. Потребительское отношение к жизни из проповедей пророков, посылаемых израильскому народу, среди законников и фарисеев создало представление о Миссии как о земном царе, который избавит свой народ от ига язычников.

Господь пришел для того, чтобы Своим учением, Своими делами и страданиями на Кресте открыть людям Царство Божие. Что же такое Царство Божие? Каким образом и где оно существует? Какое отношение оно имеет к человеческой личной жизни и истории?

Господь наш Иисус Христос неоднократно в притчах поучал народ о Царствии Божием о том, что всякий желающий может вступить в благодатное Царство Отца и Сына и Святого Духа. В начале Нагорной проповеди Иисуса Христа мы находим описание того, какие люди достойны Царствия Божиего и какова их миссия в этом мире.

На равнине одного воздушного холма, носящего ныне название Горы Блаженств, Иисус Христос, окружённый Своими учениками и народом, собравшимся не только из Иудеи, Галилеи и Переи, но и из Десятиградия, даже из Приморских мест Тира и Сидона, и скорбя о нём, как о неимущем пастыря, предлагает ему учение и новые заповеди лучшие и высшие, нежели заповеди Закона Моисеева. Но, будучи кротким и смиренным сердцем, заповеди Свои Он предлагает для народа не повелевая, а ублажая тех, кои захотят наследовать спасение и, таким образом, возвещает блаженство нищим духом, плачущим, кротким, алчущим и жаждущим правды, милостивым, чистым сердцем, миротворцам, гонимым за правду и страждущим за Христа, обещая им в будущей жизни в награду Царство Божие.

Нищие духом — это те люди, которые чувствуют себя духовно нищими перед Богом. Такие люди никогда не удовлетворены своим духовным состоянием и, подобно нищим, они постоянно испрашивают у Бога всё новых благодатных даров, чтобы никогда не останавливаться на пути к совершенству. Они черпают силу жить только от Бога, а не от богатства или иного источника: здоровья, разума, культуры, социального положения, расположения людей и др. Сокрушение и смирение, которые проистекают из правильного понимания своей немощности, есть основа всех добродетелей, основа духовной жизни каждого христианина.

Плачущие — чуткие и отзывчивые, скорбящие о том, что в мире и человеческой душе господствует зло. Они переживают несчастья и страдания людей как свои собственные, печалятся о своих недостатках и ошибках. И всё же не все слёзы можно назвать евангельскими слезами. Для созидания духовных добродетелей не нужны слёзы обиды и разочарования, слёзы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном. Евангельские слёзы текут из сокрушенного и покаянного сердца, это слёзы, что горюют о потерянном райском блаженстве, слёзы, которые омывают наши грехи, которыми мы нанесли вред небесной Любви.

Кроткие — это те люди, которые отвращаются от всякой неправды, они не используют зло, как средство для достижения жизненных целей. Кроткий человек знает, что Господь ставит людей туда, куда Он хочет, и готов покорятся воле Божией на любом месте. Кротость никого не обижает и сносит любые обиды.

Алчущие и жаждущие правды - те, которые жаждут правды Божией, которые ради этой правды презрели голод плотской и жажду мирскую и отправились искать утоление своей жажды духовной. Многие из них оставляли всё мирское, становясь отшельниками в пустынях, и среди жажды пустыни обретали источник вечной жизни, правды небесной, которая от Господа нашего Иисуса Христа.

Милостивые — это люди великодушные, исполненные человечности, думающие и заботящиеся без всякого различия обо всех, кто испытывает потребность в помощи и поддержке, и особенно о немощных, униженных и призираемых. Однако насколько ясна заповедь Божия о милосердии, настолько явна его угроза немилосердным. Это апостол Иаков выразил так: будет суд без милости не оказавшему милость (Иак.2,13). А милосердный будет помилован на Страшном Суде Господнем, радуясь в вечном Царстве Христовом.

Чистые сердцем лишены лицемерия и притворства. И желания и поступки не расходятся с их верой. У них искренние и честные мотивы. Они чисты от греховных привычек и открыты во всём, что говорят и делают.

Миротворцы — это те, кто утверждает мир вокруг себя. Они живут в мире со своей совестью. Они примиряют людей, приводя их к пониманию истины, вопреки различиям характеров и традиций. Они открыты перед другими, даже если это опасно для них. Миротворцы принимают мир от Господа и распространяют его повсюду, где есть только возможность.

Изгнанные правды ради — это те, кто осуществляют Царство Божие в своей жизни и поэтому встречают ожесточенное сопротивление сил зла. Но, поскольку они следуют за Иисусом Христом, изгнания и страдания становятся для них блаженством, потому что уподобляясь таким образом Христу, который пострадал ради спасения человечества, подвижники достигают наивысшей степени соединения с Ним.

Заповеди блаженства у святых именуются райской пирамидой или лествицей духовного возрастания. Может показаться, что такая высота духовного совершенствования не достижима для человека, поскольку требует слишком большого напряжения сил души . Но здесь нужно учитывать то, что осуществление этих заповедей возможно лишь в Церкви, поскольку только в ней в её таинствах действует Дух Божий, Который соделывает обыкновенных людей святыми. Царство Божие — это ничто иное, как общение с Богом, когда Дух Святой живет в человеке и человек пребывает в Святом Духе — это и есть рай, это и есть спасение, это и есть цель христианской жизни.

Материал подготовил выпускник Николо-Угрешской семинарии Пётр Литягин