Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Интервью с батюшкой Валерианом о молодежи

Отец Валериан со старшими сыновьями

Мы продолжаем публиковать беседы с протоиреем Валерианом Кречетовым – настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном Акулове. Он сам отец семерых детей и дедушка тридцати пяти внуков, поэтому его рассуждения о молодёжи, основанные на богатом практическом опыте, всегда интересны.

о. Валериан:

Надо приучать детей к практической жизни.

Любовь:

Я сейчас вышла на работу и занимаюсь с малышами, обучая их плаванию.

Я не думала, что буду работать – жизнь заставила. До этого занималась рукоделием. Младшая дочь хочет в спортивную секцию по баскетболу. Этим видом спорта я сама занималась практически всю жизнь. Мы хотели спросить – надо ли это ей. Все-таки спорт – это сильная нагрузка. Что бы вы посоветовали?

о. Валериан:

Если хочет, то пусть занимается. Потому что, строго говоря, нужно помнить, что в женской жизни, семья и воспитание детей – это, конечно, самое главное.

Один батюшка рассказал очень интересную историю. Он, сам математик, изучил и прорешал все дифференциалы, интегралы. Добрался до этого. А учительница математики вызвала его к доске: напишите формулу. Он так, шутя, написал все. «А почему здесь скобки, и почему интеграл здесь стоит». А он не знает. То есть он полез заниматься высшей математикой, а таких простых вещей не знает. Я-то не мог понять многие вещи почему? Потому, что «наука все объясняет». Она не все объясняет, иногда ничего не поймешь. Потом мне говорят: «Батюшка, да она не объясняет, но дает свое понимание: модель атома, какую-нибудь таблицу. А что это такое на самом деле, мало кто знает».

Михаил:

Переходим к вопросу о молодежи. Сейчас у молодежи, как-то получается так, что рушатся авторитеты. Если раньше было как-то все упорядочено, то сейчас все эти рекламы «Бери от жизни все».

о. Валериан:

Дело все в том, что беда современной молодежи, что они забывают, что все, что они знают, – это им все равно дало старшее поколение, а это не их собственные достижения. Да и в том, что они знают – знают частично на самом деле. По сути в глубину никто не заглядывает. Раньше были знания, а теперь – информация. Раньше надо было учиться, постигать что-то, писать, решать – но все это давало понимание. А теперь понимание, как сказал святитель Николай Велимирович: «Первые люди немного знали, но все понимали. Потом стали знать больше, а понимать меньше. А в конце будут многое знать, но ничего не понимать»… А понимание заключается в понимании сущности. Потому что важнее не какой-то поверхностный взгляд на какое-то явление, а важно понимание сущности. А сущность заключается в чем? Куда это ведет и какой результат – плоды этого. Ну как Вы узнаете сущность какого-то дерева? По плодам. Вот в чем суть. Оказывается, это яблоня, оказывается, это груша, оказывается, это сливы, оказывается, это дуб. Каковы их плоды.

Я помню одного человека – он ни много, ни мало, простите, занимался компьютерным обеспечением трансплантации органов. Это серьезное дело. Надо знать особенности человеческого организма, чтобы все это соответствовало. Когда я его крестил, возник вопрос: а что дальше? Что это дает, каков результат. А беда-то вся в том, что я недавно узнал такую потрясающую вещь: некоторые святые отцы считают, что любопытство – это смертный грех.

Любовь:

Знай себя, и будет с тебя.

о. Валериан:

Люди начинают: мы попробуем вот это, вот это попробуем, это – а что дальше? Что это такое, само по себе. Вот это курение – а что дальше? Что это за состояние? Человека начинает тянуть к этому. Получается, что сущность-то пустая. Ничего в этом нет. Лермонтов блестяще написал. Дар у него был, Богом данный.

 

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.

 

То есть познание того, что и знать-то не нужно, и в сомнении того, что как раз, собственно, и нужно знать. А время проходит. То, что мы теряем безвозвратно, – это время. Но это время, если использовать его для будущей жизни. Как говорил Варсонофий Оптинский: «Надо использовать это время для будущей жизни. Мы можем за это время получить вечное».

Но, в любом случае, время уже не вернешь. Используют фразу «Время – деньги». Практичный человек в этой земной жизни за этими деньгами гонится – это не то. А другой человек тратит время ради Царства Небесного. Но он считается непрактичным.

Трата времени… Но это, иначе не назовешь. Доходит до того, что двое сидят рядом и через телефон общаются. Это, простите, безумие какое-то. Это смешно. Но надо за них молиться.

Любовь:

У нас так дома часто бывает: дети сидят, каждый со своим айфоном, слов человеческих не хватает.

Михаил:

Мало того, что сидят, но и едят с этими телефонами. Чтобы одним глазом в экран телефона, а другим в тарелку. А бывает так, что и оба глаза прикованы к этому экрану. При этом вилкой тыкают мимо тарелки. В общем, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

о. Валериан:

Дело все в том, что диавола святые отцы называют обезьяной Бога. На самом деле, когда человек ест, чтобы не было праздности в монастырях, на трапезе читают «Жития святых», «Поучения». Это приносит духовную пользу. А за экраном мобильника – какую они получают духовную пользу? Никакой.

Я недавно услышал такое изречение, не знаю кому принадлежит, но блестяще сказано. Мне оно очень понравилось. Что такое празднословие? «Свобода слова, умноженная на отсутствие мысли». Вот у них разговоры, разговоры, разговоры – о чем? Да ни о чем.

Михаил:

А как следует вести себя родителям, когда их дети уже хотят жить самостоятельной жизнью? Мы будем все делать сами.

о. Валериан:

Сами. Очень хорошо. Давайте там сами готовьте, стирайте. И тут же кончается самостоятельность. Настоящая самостоятельность предполагает независимость. Несамостоятельность – это зависимость. А самостоятельность – это независимость. Но независимость может быть только при одном условии: когда сам можешь многое сделать, независимо ни от кого. Вот это тогда – независимость.

Любовь:

То есть идешь своим путем.

о. Валериан:

Да.

Михаил:

Сейчас, не смотря на соблазны, все-таки молодые люди приходят к Богу. У нас, например, на приходе довольно много молодежи, детей. Потом, получается так, что в подростковом возрасте, лет в пятнадцать, шестнадцать они отходят от Бога, и начинают искать что-то еще. И не совсем понятно, вернуться они к Богу потом или нет. Что в них заложено.

о. Валериан:

Большая часть вернется, когда что-то заложено в детстве. Это классический пример блудного сына. Господь всем хочет спастись.

Михаил:

Важно, чтобы сохранялось преемство поколений.

о. Валериан:

Да, это очень важно. Вы знаете книжку «Золотая рыбка»? М. Карлин написал. «Золотая рыбка» – сказочная быль в стихах из жизни крестьянского мальчика, 1881 года. Это прекрасно, когда внук бабушку слушает. «Как вы здесь живете?» – спрашивают их. «Милостью Божией и ее умом». Вот как он бабушку почитает, а бабушка – его.

На самом деле, почему было такое строгое прещение за нарушение почитания родителей? А что мы вообще сможем сделать без старшего поколения? Ничего. Маугли. И то, Маугли чему-то учился. Я этого не понимаю. Когда мы росли, я не мог пойти на улицу, пока не выучил домашнего задания. Главное, что ничего не знают, а самомнение, конечно, высокое. Одним словом – «печально я гляжу на наше поколенье».

Михаил:

Я вспоминаю, как мы со своим младшим сыном в Оптиной были. Он увидел настоятеля обители в митре и сразу ко мне: «Папа, хочу такую шапку!»

о. Валериан:

Да, шапку-то – это хорошо, а вот под шапкой что?

Михаил:

И, все-таки что делать родителям, когда дети начинают отходить от храма?

о. Валериан:

А нужно молиться прежде всего. Как сказал поэт Анатолий Владимирович Жигулин, которого я очень люблю:

 

Кукует поздняя кукушка.
Клубится пар грибных дождей.
Дубы качают на верхушках
Пучки зеленых желудей.

 

И я иду тропинкой хвойной,
Травинку горькую грызу.
И так чудесно, так спокойно
В согретом солнечном лесу!

 

Но не могу переупрямить
Ту боль, что сердце мне свела, –
Моя измученная память
Гудит во все колокола.

 

Гудит во мне глухим набатом
О днях ошибок и потерь,
О том, что сделано когда-то
Не так, как сделал бы теперь …

 

А лес шумит на косогоре …
Скажи, кукушка, сколько дней
Еще мне жить, еще мне спорить
С жестокой памятью моей?

 

Когда один человек пришел жаловаться на своего сына, отец Иоанн (Крестьянкин) ему ответил: «Ну что ты, милый, хочешь сделать из своего сына, что из себя не смог сделать?» А что посеете – может, оно и в самый последний момент взойдет, кто знает. Но тут есть один серьезный момент, над которым мы часто даже не задумываемся. Дело все в том, что совершенно реально существует мир невидимый. Темный диавольский мир, который внимательно следит за человеком, за каждым шагом его. Обманывает, запутывает человека. Тут нужна премудрость Божия.

Любовь:

Вы сегодня про азбуку сказали…

о. Валериан:

Да, она богодухновенная и построена иерархически. «Аз, Буки, Веди, Глаголь»… Вы знаете, что я не лингвист, я вообще технарь по образованию. Но вообще духовная литература по сути своей исходит из Евангелия.

В начале бе слово, и слово бе к Богу, и Бог бе слово (Ин. 1:1). И все чаще я стал это замечать, обращать внимание, потом – все больше, а потом стал просто поражаться, особенно книгой «Премудрость Соломонова» и вообще Ветхим Заветом. Вот почему и изречения все эти мне нравятся. «От человека произволение сердца, а изречение уст – от Бога». Хочешь сказать – а слов нет. Вот Каиафа сказал: Ни помышляйте, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет. Сего же о себе не рече, но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди (Ин. 11:50-51) Первосвященник «сый лету тому» сам не понимал, что он говорил.

Вот пример из жизни – один батюшка рассказывал. Его спросили:

– Докажи нам, что есть Бог.

– Так вы ж этим занимаетесь.

– Как это? Мы – безбожники.

– Слово состоит из корня, приставки, суффикса и окончания. Сущность слова – в корне. В вашем наименовании «безбожники» корень – «Бог», а вы – только приставка.

И ничего не скажешь. «Человекообразная обезьяна» – и тут нечего возразить. Не говорят же «обезьянообразный человек». Я, когда стал задумываться над всеми этими вещами, был поражен.

А что такое материя? «Объ­ективная реальность, данная нам в ощущение» – это слова из учебника. А кем данная? Богом. Реальность, которую дал кто-то. А кто дал? Бог.

Михаил:

А вот как люди приходят к Богу? У Вас достаточно большой опыт. Через болезни, через страдания.

о. Валериан:

«Сколько людей, сколько путей». Есть такое выражение. Моего отца в духовной академии профессор спросил: «Что делает Бог, когда хочет привлечь человека к Себе?» Батюшка стал перечислять. «А что, все-таки глав­ное?» Тут он замялся. «Господь посылает ему тугу душевную».

Помните замечательное слово отца Иоанна (Крестьянкина) о страдании. «Когда ты страдаешь душевно или телесно, обрати внимание, что все в разной степени страдают. Страдания нам не избежать, но нужно учиться страдать достойно и одухотворенно. И когда ты так страдаешь, тогда чувствуешь себя не обреченным, а взысканным и призванным». О как! Господь часто зовет к Себе через страдания. Это все замечательно сказано.

(Продолжение беседы в следующем выпуске).

 

Беседовали Михаил и Любовь Глинниковы