Старинная карта и крестик на ней… Вспоминаются книги, прочитанные в детстве. Наполненные пассатом паруса, необитаемый остров, сундуки с пиастрами и дублонами… Как тут не собрать компанию охотников-единомышленников и не отправиться на поиски!
Так думал один из прихожан храма, разглядывая попавшую ему в руки карту Московской губернии 1875 года. В окрестностях д. Льялово многие места отмечены крестами. Значит, в то время там стояли храмы. Достойная цель для экспедиции. В конце концов, у разных людей разное понимание того, что такое сокровища.
Сложился костяк охотников принять участие в поисках. Его составили преподаватели воскресной школы и несколько примкнувших к ним добровольцев, включая автора этого текста. Мы ожидали, что к экспедиции (для отвода глаз названной походом) присоединятся учащиеся воскресной школы и другие дети прихожан.
Выход был назначен на 2 октября. Погода осени переменчива, и каким выдастся этот день, заранее никто не знал. Однако решили, что поход состоится в любую погоду и независимо от количества участников. А тем, кто не пойдет, пусть потом будет завидно!
Но опасения оказались напрасными. Для благого дела поиска разрушенных храмов Господь порадовал нас одним из лучших дней осени. И вот, после литургии, во дворе храма собрались дети и некоторые родители, решившие участвовать в предприятии.
Наш путь лежал через деревню Никольское в пос. Радумля (бывш. д. Нечесово). В Никольском раньше был храм в честь свт. Николая, однако разобран он был еще до революции, в 50-х годах 19 века. Говорят, благочестивая помещица хотела перестроить этот храм, но церковное начальство посоветовало ей лучше расширить и обновить храм во Льялово, а ветхий храм в Никольском закрыли. Так что наш храм в известном смысле наследник и преемник Никольского. А вот в Радумле храм в честь Преображения Господня был разрушен уже после войны, в 50-е годы 20-го века. Хотя оба храма не сохранились, была надежда найти какие-нибудь следы или хотя бы более-менее точное место, где храмы стояли.
До Никольского дошли примерно за час и без приключений. В середине деревни разделились на три группы и разошлись в разные стороны, пытаясь узнать что-нибудь у местных жителей. Условились встретиться через полчаса. В основном деревня превратилась в дачный поселок, и большинство жителей вряд ли могли рассказать что-либо об истории этих мест. Однако уже минут через десять мы нашли аксакала, который все нам рассказал. Затем удалось поговорить еще с двумя бабушками — старожилами деревни. Все трое сказали, что ни от храма, ни от кладбища не осталось никаких следов. Да и место можно указать лишь приблизительно. Встав в кружок на полянке перед (если смотреть от Льялово) липами в центре деревни (примерно это место назвали старожилы), мы хором спели молитвы свт. Николаю и двинулись дальше, поедая яблоки, которыми нас от души угостила добрая бабушка.
Сошли с асфальта на проселок. Дорога постепенно превратилась в тропу, тропа превратилась в несколько расходящихся еле заметных тропинок, и в конце концов мы оказались в глухом лесу. Пришлось достать компас и пойти по азимуту. Вскоре вся наша команда без потерь вышла к деревне Балкашино. Лишь в одном месте, когда нам пришлось перепрыгивать лужу, некоторые предпочли сделать это в два этапа. Но, кажется, большого огорчения это не принесло. Зато место для бивуака превзошло всякие ожидания. Возле костра вместо традиционного «пентагона» из бревен стояли ДВА МЯГКИХ МАТРАЦА! Плюс к тому, живописный берег Клязьмы, достаток дров, лужайка, на которой можно поиграть в мяч! О лучшем мы и мечтать не могли!
Небольшой трудовой десант «пионеров», и вот уже на полянке не осталось ни одной брошенной банки или бутылки. Тем временем в очаге заплясал огонь, а возле костровища выросла горка дров. И вот уже полянка стола уютным лагерем. А что может быть вкуснее сосиски, приготовленной на костре своими руками! Особенно если до этого прошагал несколько километров. Нашлось тут время и поиграть в «вышибалу», и попеть песни. Когда двинулись дальше, солнце уже клонилось к закату.
К сожалению, в Радомле уже не осталось сил на такие же обстоятельные поиски, как в Никольском. Ограничились тем, что удалось узнать заранее. Спели тропарь и кондак Преображению и направились к автобусной остановке. В конце концов, так ли уж важно точное место? Важнее, думаю, что эта совместная молитва после такого непростого дня была для некоторых хотя и маленьким, детским таким, но подвигом. Ноги подкашивались, самым младшим участникам мы даже разрешили для молитвы не вставать.
Когда подошел 440-й автобус, стало уже совсем темно. Усталость брала свое, но до дома было уже не далеко. Слава Богу!
Илья Оводов
PS. Выражаем огромную благодарность Александру Бокареву, любителю и знатоку истории родного края, за информацию, которая очень помогла в организации похода.
По словам Александра Бокарева, еще в наших местах храмы были в:
с. Чашниково, возле характерного изгиба Ленинградского шоссе — храм свт. Николая Чудотворца. Сильно пострадал во время боев. Разобран после войны, вероятно, на щебень для восстановления Ленинградского шоссе.
с .Литвиново (не бетонке), на кладбище по направлению к Хоругвино — Никольский погост на Пни. Построен в середине 19 века. Разрушен в 50-х годах.
д. Покров. Когда-то, вероятно, стоял храм в честь Покрова, но уже со времени Смутного времени сведений о нем нет.