Напрасно думает иной: “Раз согрешу, — и больше не стану…” Ты по себе-то, пожалуй, и не стал бы повторять греха, да грех-то потребует от тебя послушания себе. Верно слово Господа: творяй грех – раб есть греха (Ин.8,34) Раб – слышите, что говорит Господь?! Пока не грешишь – ты свободный человек, и грех не имеет власти над тобою, а как согрешил – так стал рабом греха. Согреши раз – и ты попал на удочку: грех потянет тебя к себе ещё сильнее, и ты сам не заметишь, как, повторяя грех, ты попадёшь к нему в тяжкую неволю, в жёсткое рабство. Теперь грех манит тебя своею приятностью, а тогда будет повелевать тобою, как властелин; теперь льстит – тогда будет тянуть насильно!
“Иной согрешает немного, — говорит преподобный Дорофей, — а сколько времени он проводит потом, проливая кровь свою, пока исправит себя!” Именно – проливая кровь, потому что для того, чтобы вырвать из сердца греховную привычку, должно понуждать себя до пота кровавого, не жалея самой жизни своей.
“Поверьте, братия, — увещевает преп. Дорофей, — если у кого-нибудь хотя бы одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке. Орёл, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтём, то через эту малость низлагается вся сила его, потому что разве не может ловец схватить его? Так и душа: если хотя одну только страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает душу, ибо она находится в его руках по причине той страсти”
Но как бороться с грехом, когда он стал уже привычкою? Святитель Христов Тихон Задонский учит: “Прежде всего, — говорит он,- нужно познать греховную привычку, потому что она ослепляет человека так, что он не видит своего погибельного состояния. Для этого читай Св. Писание, смотри, как живут добрые люди, и сличай с их жизнью свою жизнь, и усердно моли Господа Иисуса Христа просветить твои духовные очи, так как пока Он не коснётся слепых наших очес, мы будем блуждать во тьме греховной.
Когда познаешь свои греховные привычки, спеши скорее бросить их; трудно будет, что и говорить, но призывай на помощь Господа и борись. Страсть подобна псу: кто поддастся ей, того она гонит, а кто не уступает ей, от того она сама бежит. Доброе желание, старание и труд, с помощью Божией, всё преодолевают. Разве мало было разбойников, блудниц и других грешников, которые из рабов греха соделались рабами Христовыми?
В этом подвиге много помогает и укрепляет чистое размышление о смерти, о Страшном Суде, о Царстве Небесном и муке бесконечной. Наконец, когда, с помощью Божией, одолеешь худую привычку, то бойся, как огня, возвращаться к ней. Вспоминайте, — говорит Спаситель, — жену Лотову (Лк.17,32), которая оглянулась на Содом, откуда вышла, и обратилась в столп…”
Высказывания Святых Отцов
“Нет более славной победы, — говорит свт. Тихон Задонский, — как победить самого себя”.
“Не то опасно, что борют нас страсти и мы боремся с ними, но бедственно то, если по лености и нерадению падём пред сопротивниками”. (Св. Ефрем Сирин)
“Спящим и дремлющим невозможно войти в Царство Небесное, но тамошних наград нужно достигнуть посредством многих скорбей”. (Свт. Иоанн златоуст)
“Кто бы ни пожелал стяжать добродетель, если прежде не возненавидит противный ей порок, не может снискать её. Желаешь стать смиренным, — возненавидь само превозношение. Желающий стать чуждым всему мирскому – должен возненавидеть жизнь напоказ.
Спеши к доброму делу, хотя и незначительному, и беги от всякого греха, ибо одно доброе дело влечёт за собою другое, а один грех порождает другой: награда добродетели – добродетель, наказание порока – порок.
Веди свою жизнь так, чтобы всякий вечер ты мог сказать себе: один день моей жизни убавился, одно доброе дело прибавилось”. (“Луг Духовный”, гл.187)
“Мы лишь тогда истинно живём для себя, когда живём для других. Это кажется странным, но испытай – и ты на опыте убедишься”. (Св. Иоанн Кронштадтский)
По книге протоиерея Валентина Мордасова “Кто кем побеждён тот тому и раб”