Священное древо Авраама – дуб Мамврийский растет около города Хеврона, одного из древнейших городов Палестины. По преданию первый человек Адам был сделан из хевронской красной земли. Когда-то около Хеврона жили ветхозаветные патриархи Авраам, Исаак и Иаков со своими семьями. Здесь же в пещере Махпела они были похоронены.
Церковное предание указывает на Мамврийский дуб как на остаток легендарной дубравы Мамре, у которой произошло явление Святой Троицы праотцу Аврааму.
Писатель I века н.э. Иосиф Флавий называл этот дуб Огигесом, то есть «великаном». Он считался древнейшим и крупнейшим деревом в Палестине. Есть мнение, что он стоит от сотворения мира. Главный ствол у него в окружности составлял 7 метров, а затем он символично разделялся на 3 массивные ветви. Ветви этого Дуба охватывали пространство в 95 шагов и давали густую тень.
Древнехристианские предания рассказывают о том, с каким уважением относились к этому древу не только христиане, но и иудеи, мусульмане и даже язычники. Император Константин Великий построил около него храм «дивной красоты». В XII веке описание священного древа оставил русский паломник игумен Даниил.
Паломничество к дубу Мамврийскому
Когда-то каждый паломник считал своим долгом пройти Святую Землю в ширину от Яффы до Иордана и в длину от Галилеи до Хеврона. Посещением Мамврийского дуба на праздник Святой Троицы заканчивался паломнический сезон в Святой Земле. Паломники желавшие совершить паломничество к дубу Мамврийскому собирались в караван и под охраной отправлялись в Хеврон. Каждый хотел взять себе на память частичку священного дерева. Со временем это было строго запрещено, за этим днем и ночью следили арабские сторожа. С собой паломникам можно было взять лишь упавшие веточки, желуди или листья с соседних дубов. В утешение им давали за трапезой так называемые «Авраамовы лепешки» и «Авраамов квасок», легкое вино из лозы Мамврийской дубравы.
Мамврийский дуб – русский
Символично, что Мамврийский дуб, этот первообраз наших троицких березок, стал первым русским владением в Палестине. Это произошло в 1868 году. Он был приобретен по инициативе начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина. Ему удалось преодолеть сопротивление местных мусульманских властей, турецкого правительства, интриги католиков и противоборство европейской дипломатии. До этого дубом владела одна мусульманская семья, которая получала доход от продажи паломникам его коры, желудей и древесины. Тогда владеть землей в Палестине мог только подданный турецкого султана. И владельцем священного древа стал местный житель араб православного вероисповедания Якуб Халеби, служивший в Русской Духовной Миссии. Первую литургию под Мамрийским Дубом архимандрит Антонин Капустин отслужил 18 мая 1871.
Празднование дня Святой Троицы у дуба Мамврийского в Хевроне
Тогда до праздника Святой Троицы немного паломников оставалось в Иерусалиме. Поэтому отправлявшийся в Хеврон Троицкий караван был немногочисленным. Он собирался около соборного храма Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, который символично был освящен во имя Святой Троицы.
Службы тогда проходили под открытым небом, раскидистые ветви священного дерева создавали подобие шатра – скинии. У священного дерева служили молебны, акафисты, всенощные и литургии. Во время служения литургии под Дубом ставили два стола, один из которых служил престолом, а другой жертвенником. Посередине дуба помещали икону Святой Троицы с горящей лампадой, к стволу приставляли хоругви, свечи прикрепляли к коре. На литургии во время Малого входа с Евангелием и во время Великого входа со Святыми Дарами обходили Дуб. Тогда куполом этого нерукотворного храма было темно-синее небо, а полом земля, освященная некогда присутствием Святой Троицы и утоптанная ногами праотцев. Все это оказывало необыкновенное впечатление на молящихся.
Самое торжественное богослужение устраивалось на праздник Святой Троицы, когда сюда прибывал начальник Русской Духовной Миссии с российским консулом, с множеством паломников. Приходили посмотреть на торжество даже арабские и еврейские семьи из Хеврона. Праздничное оживление длилось весь день.
Строительство церкви во имя святых праотцев в Хевроне
О русском храме около дуба Маврийского мечтал еще архимандрит Антонин (Капустин). Его мечту осуществил архимандрит Леонид (Сенцов), последний дореволюционный начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Под видом строительства архиерейского дома в 1914 году был построен русский храм. В 1925 году храм был освящен в честь Святых праотцев.
Судьба священного дерева
Спустя некоторое время после приобретения Мамврийского дуба обнаружились признаки его глубокой и неизлечимой болезни – старости. Начался процесс неумолимого медленного засыхания древа, который усугублялся стремлением паломников сорвать себе на память листья, сломать сучья для посошков, содрать кору для написания на ней образов Святой Троицы.
За дубом старались ухаживать. Построили каменную обводку вокруг его ствола, заполнили ее землей, поливали. Дупло и трещины замазали глиной. Под две длинные ветви поставили подпорки. Сухие ветви спиливали, и на спилах писали иконки Святой Троицы. В 1898 году сильная буря сломала сухую среднюю ветвь. Она была распилена на множество тонких спилов, на которых писали иконы Святой Троицы, эти иконы разошлись по всей России. Две оставшиеся ветви смотрели в противоположные стороны, одна на север, а другая на юг.
В начале ХХ века вокруг дуба поставили железную решетку с дверцей, потом была сооружена двухскатная крыша.
В ХХ веке русский участок с дубом в Хевроне находился во владении РПЦЗ. Тогда были установлены металлические подпорки и скрепы для ветвей. Но дуб продолжал медленно умирать. Последний раз он зеленел в 1995 году. В 1996 году дуб засох, а в следующем 1997 году Мамврийский дуб стал принадлежать РПЦ. В утешение Господь сотворил чудо – от корня засохшего дерева появился маленький отросток, который стал расти. Ствол этого нового Мамврийского дуба также расходится на три отдельных ствола, являя собой непрекращающееся свидетельство о Святой Троице.
Подготовила текст Новоженина О.Б. – экскурсовод музея Царицыно
по материалам книги «Мамвриский Дуб русская святыня в Палестине» М., 2007.