Под воскресные и праздничные дни совершается с вечера особая служба Богу, называемая всенощной, или всенощным бдением. Это богослужение называется так потому, что оно в древнее время начиналось с вечера и кончалось утром, так что вся праздничная ночь проводима была верующими в церкви за молитвою.
Всенощная состоит из трех частей, или отделений: вечерни, утрени и первого часа. Ими начинается суточный круг богослужения, поскольку в Церкви, еще со времен Ветхого Завета, отсчет суток начинается с вечера, подобно дням Творения («И был вечер, и было утро: день один«, Быт. 1,5).
Всенощное Бдение раскрывает перед нами великую, чудесную и трагическую, освященную промыслом Божим историю мироздания. В первой части, вечерне, вспоминается сотворение мира, грехопадение первых людей, раскаяние их и молитва о спасении, надежда на обетованного Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования. Вторая часть, утреня, изображает времена новозаветные.
Суббота. Пять часов вечера: Отверзаются царские вратам. Богослужение началось. Постараемся не слышать шарканья опоздавших, шепота тех, кто не успел поприветствовать друг друга и обменяться новостями до службы: Полная тишина, слышно только позвякивание кадила из алтаря. Мы мысленно присутствуем при самом начале творения. <Земля же была безвидна и пуста, : и Дух Божий носился над водою> (Быт.1,2).
Но вот раздается возглас: <Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков>. Сотворенный мир прославляет Творца. <Придите, поклонимся Цареви нашему Богу:>
В ответ на этот призыв хор от лица молящихся поет 103-й псалом: <Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси Господи: Во исповедание и в велелепоту облеклся еси: Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся:>. Пожалуй, ничего более нежного и трогательного нет во всей службе. Здесь — ни плача, ни скорби, ни покаяния. Люди еще не предпочли любви к Богу лесть сатаны, и чистым сердцем славят Бога. Священник вместе с дьяконом выходит из алтаря и совершает каждение всего храма. Это напоминает молящимся о том, когда Сам Бог ходил среди людей в раю, когда их постоянно озарял свет Боговедения, живила благодать Святого Духа. Открытые царские врата показывают, что человек был сотворен для пребывания в раю.
Но вот люди, соблазненные дьяволом, нарушили волю Божию. Царские врата закрылись. Как плачущий Адам перед вратами Рая, мы стоим перед затворенными царскими вратами. Начинается долгий путь исправления падшего человечества, <седьмой день творения>. Путь к Чаше Спасения, к которой священник завтра пригласит верных: <Со страхом Божиим и верою приступите!>
Проклятая Богом ради Адама земля из уютной колыбели стала для людей суровой воспитательницей. И раздается вопль о спасении: <Господи, помилуй>. Человек осознает, насколько зависит он от помощи Божьей. Начинается великая ектения.
Дьякон (в нашем храме, за отсутствием дьяконов, священник) призывает к молитве о разных нуждах, первейшая из которых — <о свышнем мире (мире в душе) и спасении душ наших>. Затем идут более житейские: о мире всего мира, о Церкви, стране, начальствующих, о <благорастворении воздухов> (благоприятной погоде), путешествующих, страдающих, плененных: На каждое из прошений хор от лица всех прихожан отзывается: <Господи, помилуй>.
Почему же, когда священник призывает к молитве о многих вещах, верующие отвечают только <Господи помилуй>? Потому, что искать у Господа помилования означает искать Его Царствия. А ищущим его Господь обещал и прочее: <наипаче (более всего) ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам> (Лук. 12,31).
Эта краткая молитва удивительным образом сочетает в себе три вида молений: покаяние, прошение и славословие. Просьба о помиловании — это просьба осужденного, признавшего вину, когда единственной его надеждой остается великодушие судьи. Таким образом, в этом прошении мы не только просим о помиловании, но тем самым и исповедуем себя заслуженно осужденными (покаяние), и восхваляем милосердие Божье (славословие).
После великой ектении поются избранные стихи первых трех псалмов: <Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых:> (<блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми:>). Этот псалом изображает жизнь ветхозаветных праведников, которые среди бесчестия и безверия не теряли упования на Обетованного Христа Спасителя. Далее, после малой ектении, хор стихами из псалмов взывает: <Господи, воззвах к тебе, услыши мя: Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою:>. (<Господи, к тебе взываю, услышь меня: Пусть направится молитва моя, как дым кадильный, к Тебе:>). В это время диакон совершает каждение всего храма. Это каждение означает жертвы и воскурения фимиама, совершавшиеся в Ветхом Завете, а также и наши молитвы, возносимые к Богу.
Два хора тем временем попеременно (антифонно) поют <стихиры на Господи воззвах>. Эти стихиры относятся к изменяемой части службы: определяются тем, что отмечает Церковь в этот день. То, как составляется изменяемая часть службы — предмет отдельного разговора, мы к этой теме непременно вернемся. Пение стихир, повествующих о событиях Нового Завета, чередуется с чтением строк из ветхозаветных псалмов. Это свидетельствует о согласии Ветхого и Нового заветов. Последняя стихира — <богородичен>, или <догматик>, — песнь во славу Божией Матери. Она содержит догматическое учение Церкви о неискусомужном рождении Богочеловека Девой Марией, и о том, что в рожденном Господе неизменно, неслиянно и нераздельно соединены два естества: Божие и человеческое.
Во время пения догматика совершается важнейшее священнодействие вечерни: вечерний вход. Он напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя и как он явился в мир. В начале пения открывают царские врата — в знак того, что пришествие в мир Спасителя открывает людям Царство Божие. Из алтаря северными дверями выходит свещеносец, следом — диакон с кадилом, а затем священник. Свет свечи символизирует Свет Христов, диакон — Иоанна Предтечу, священник — Христа. Священник идет <прост>, с опущенными руками, как бы в уничижении.
Поскольку здесь мы видим пришествие Христово как бы глазами ветхозаветных пророков (Иез. 44, 1,2), Церковь показывает его безмолвно, иносказательно.
Диакон изображает кадильницей посреди царских врат крест, и священник вслед за диаконом входит в алтарь. Вот как Господь откроет людям путь в свое Царство! Еще не вбиты гвозди в руки Спасителя. Крест, начертанный на царских вратах, незрим. Но то, чему надлежит случиться, уже установлено Богом, предсказано пророками, и другого пути для спасения человечества нет.
Возглас <Премудрость, прости> призывает верующих к особенному вниманию. <Прости> означает <стойте прямо, со вниманием>. Таким возгласом отмечаются самые значимые места службы, требующие особого благоговения.
Хор поет удивительной красоты гимн: <Свете тихий святыя славы Безсмертного Отца, Небеснаго, Святаго, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: тем же мир Тя славит. (Тихий свет святой славы Бессмертного Отца небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет.)
Во время пения «Свете тихий» священник входит в алтарь, целует святой престол и становится на горнее место (за престолом), обратившись лицом к народу. Этим действием своим он изображает вознесение Иисуса Христа на небо и воцарение Его во всей славе над миром. Поэтому певчие вслед за этим поют: <Господь воцарися в лепоту облечеся>. Стих этот взят из псалмов царя Давида и называется прокимном; он поется всегда под воскресенье. В другие дни недели поются иные прокимны, также взятые из псалмов Давидовых.
Далее следуют сугубая и просительная ектении, между ними — общая молитва <Сподоби, Господи>. Поются стихиры на стиховне — песнопения, положенные на этот день по Уставу.
Вечерня подходит к концу. Мы приближаемся к завершению ветхозаветного периода истории, исполнению пророчеств. Звучат слова Симеона Богоприимца: <Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром:>. И вслед за этим Церковь прославляет Богородицу: <Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу>.
Первая часть всенощного бдения оканчивается словами священника: <благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь>.
Настает <последнее время>, время Нового Завета. Этому будет посвящена вторая часть Всенощной — утреня.
В значительные праздники Всенощная может быть более полной. Тогда, кроме упомянутого, читают паремии (отрывки из Ветхого Завета) и служат литию с благословением хлебов.
Краткий чин Великой вечерни в составе Всенощного бдения:
Пение <Благослови, душе моя, Господа> (предначинательный псалом)
Великая ектения
Пение 1-й кафизмы, <Господи, воззвах>, стихир, догматика
Вход с кадилом
Пение <Свете тихий>
Прокимен (<Господь воцарися> или другой по уставу)
Паремии (под значительные праздники)
Ектения сугубая
Общее пение <Сподоби, Господи>
Ектения просительная
Лития (под значительные праздники)
Пение стихир на стиховне
<Ныне отпущаеши>
Тропари (<Богородице, дево, радуйся>)
Благословение хлебов (если была лития)
Пение <Благословлю господа:> (Псалом 33)
Отпуст: <Благословение Господне на вас:>
Материал подготовил прихожанин храма Илья Оводов