Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Жизнь Великой княгини Елизаветы Федоровны – милосердие и благотворительность

Икона св. прпмц. великой княгини Елисаветы из Покровского храма Марфо-Мариинской обители

Святая преподобномученица Елизавета была внучкой английской королевы Виктории и дочерью герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и английской принцессы Алисы. Елизавета, будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна, родилась в небольшом доме 1 ноября 1864 года. В семейном кругу маленькую Елизавету ласково называли Эллой, она была второй по старшинству среди семерых детей. Она с детства училась видеть красоту и гармонию Божьего мира, заботиться не только о себе, но и о тех, кто нуждается в помощи. Элла часто бывала в госпиталях, приносила цветы для больных, которые очень любила. Бесконечное доверие к Богу, к его промыслительным указаниям, тайна упования на Бога – самое ценное в жизнетворчестве Великой княгини. В 1884 году Елизавета обвенчалась с русским князем Сергеем Александровичем Романовым.

В детстве Сергей Александрович много занимался и читал, путешествовал, рисовал. Ко всем детям Великий князь относился дружелюбно и пользовался любовью детского общества, но дружен ни с кем не был, кроме рано умершего Саши Гагарина. Пронесенная через всю жизнь память о рано ушедшем друге, притягательность этого образа, сообщает дополнительный импульс к раздумьям об особой значимости культурной среды, в которую ребенок был погружен с детства.

С 1866 года началось систематическое обучение Великого князя, рассчитанное на 11 лет. При очень хороших природных данных и прекрасных педагогах Сергей Александрович получил основательные знания, развил интеллектуальные способности.

Сергей Александрович участвовал в войне с Турцией. За отвагу, стойкость, проявленную в боях, Государь 21 октября пожаловал Великому князю Георгиевский крест. После смерти отца, в 1881 году Сергей Александрович едет на Святую Землю, чтобы помолиться и укрепиться душой на служение своему отечеству. В Иерусалиме, у подножия Голгофы он был посвящён в рыцари Гроба Господня патриархом Иерофеем.

В 1882 году Сергей Александрович стал председателем Императорского Православного Палестинского Общества, которое занималось благотворительной, исследовательской и просветительной деятельностью среди русских паломников в Палестине. В 1888 г. супруги прибыли в Иерусалим, чтобы поклониться величайшим святыням христианского мира.

5 мая 1891 года Сергей Александрович прибыл с Елизаветой Федоровной из Петербурга в Москву в качестве её генерал-губернатора. В апреле 1891 года Елизавета Федоровна приняла православие. Преодолев в себе глубокую немецкую традицию лютеранского вероисповедования, приняв всей душой православие, Великая княгиня совершила поступок, которого ожидала вся Россия. Остается только поражаться, как терпелив и корректен в этом отношении был муж Елизаветы Федоровны, который ни разу в течение семи лет не принуждал её к такому решению, хотя более чем кто-либо из Императорского дома страдал из-за иной веры своей супруги.

По мере восприятия традиций русской культуры, Великая княгиня всё более органично воспринимала христианство, что позволило ей в определённый момент написать Николаю II: «Я обучаюсь Христу и Его делу, я всё, что могу, отдаю Ему и ближним, я глубже вхожу в нашу Православную Церковь и становлюсь как бы миссионером христианской веры и дел милосердия».

Ослепительно яркий миссионерский талант Великий княгини был очевиден всем, в её поступках и словах всё видели совершенное выражение духа национальной культуры, большое нравственное обретение общества. В её социальной деятельности, в культуре благотворения и культуре миссионерства проявилось её благородство и милосердие. Переехав в Москву, великокняжеская чета поселилась в Александровском дворце в Нескучном саду у Калужской заставы.

В 1892 г. Великая княгиня открыла Елисаветинское благотворительное общество, которое помогало обездоленным детям, сиротам, вдовам, одиноким матерям и всем, кому нужна была помощь.

В феврале 1905 года террорист-революционер бросил бомбу в карету московского генерал-губернатора, супруг Великой княгини Елизаветы погиб. Княгиня видела свою дальнейшую жизнь в служении людям, у неё возникла идея основать святую обитель во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. В этой обители соединялась бы монашеское основание и деятельная жизнь сестёр милосердия. В 1909 году идея осуществилась, была куплена усадьба на улице Большая Ордынка, в ней устроена больница, амбулатория для приходящих больных и приют для девочек. Был выстроен в древнерусском стиле храм во имя святых Марфы и Марии, по проекту архитектора А.Щусева. В храме служил священник Сергий (Серебрянский), он был духовником обители.

Сёстры обители искали по улицам бедных и больных, кормили их, раздавали тёплую одежду, лечили больных. В этой обители сёстры имели иной устав, чем в других женских монастырях – они давали обеты на определённый срок – на один год, на три года, на шесть лет, после исполнения этого срока они могли уйти из обители и выйти замуж, а могли принять монашеский постриг по желанию.

В России в 1917 году произошла революция, Великую Княгиню арестовали в 1918 году, с несколькими монахинями и несколькими князьями дома Романовых отправили в Свердловск на Урал, потом в город Алапаевск, там сбросили в шахту, где через несколько дней они скончались. Святые мощи Великой Княгини Елизаветы были вывезены армией А. В. Колчака через Китай в Иерусалим, где сейчас они находятся в храме св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду.

Марфо-Мариинская обитель сестёр милосердия продолжала свою деятельность до 1926 года, затем была закрыта и открылась вновь в 1992 году. Храм передан в 2006 году, с этого времени в нем совершаются богослужения. Росписи в храме сделаны знаменитым художником М. В. Нестеровым.

 

Текст подготовлен Елизаветой Поздняковой по материалам книг