Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Великий Пост

Великий Пост – время покаяния, время молитвы, время личного подвига. А ещё это время, когда является соборность церкви. Время, когда молитва становится «едиными усты и единым седцем». Начинается это время со слов Великого Канона святого Андрея, архиепископа Критского:

 

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?
Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?
но, яко благоутробен, даждь мне прегрешений оставление».

 

Каждый проходит в дни Великого Поста свой личный путь духовного осмысления, духовного очищения. Церковь, как хороший проводник, ведёт этим путём много дней, не оставляя, не бросая, ставя вехи, предупреждая об опасностях, и предлагая святых в попутчики. На этом пути слабый обретает силу, неразумный получает разум, простец – рассуждение, грешник – чистоту сердца. Чтобы готовыми прийти к Христу, распятому, погребенному и воскресшему, и прославить Его Святое Воскресение.

 

Богослужебная книга Великого Поста

 

С «Недели о Мытаре и Фарисее», хотя поста ещё нет, в церквях начинают совершаться службы по книге, которая называется «Постная Триодь» или «Триодион». Книга «Триодь» называется также «Трипеснцем», Трипеснец возносят люди, подобно тому, как ангелы возносят «Трисвятую песнь»:

 

«Зиждителю горних и дольних,
Трисвятую убо песнь от ангелов,
Трипеснец же от человеков приими»
(Стихи на Триоди)

 

На утрени после шестой песни канона бывает чтение синаксария (обычно в монастырях). Синаксарий – это книга, в которой собраны чтения на каждый день года о святых, празднуемых в этот день, или о памятных событиях. Есть синаксарий Минеи и есть синаксарий Триод, который раскрывает смысл великопостных чтений и песнопений:

«Мысль (была) у святых наших отцов, книгою «Триодь» всею, вкратце все, сколько есть о нас Божия благодеяния, от начала вспомнить и для памяти всем изложить: как от Него созданы были, и от пищи райской изгнались, и данную нам к обучению заповедь отвергли, и были отвержены завистью первозлобника змия и врага, низложенного за гордость. И как пребывали отвержены от благих и диаволом водимы. И как Сын и Слово Божие милосердием Своим, пострадав, преклонив небеса, сошел и в Деву вселился, и нас ради стал человеком, и по Нему жительством на небеса восхождение показал…».

 

О посте

 

Христос, Спас и Бог наш, Сам постился 40 дней и 40 ночей, затем взалкал, и нам говорит: «Ты же, постясь, помажь голову свою и лицо своё умой, да не являйся перед людьми постящимся». «Внимайте себе, чтобы не отягчались сердца ваши объедением и пьянством и заботами житейскими». Также сказал, говоря о бесах: «Сей род ничем же не может выйти, только молитвою и постом».

Святой Иоанн Златоуст говорил о посте так: «Пост пришёл, совоспитатель ангелов, пророкам милость, апостолом друг, мученикам удобрение, преподобным похвала, иночествующим совоспитатель. Его же и Сам Господь, во плоти быв, сохранил (поста) уставы.

Поста не сохранив, Адам изгнан был из Рая и землю терноносную возделывать вынужден был. Поста не сохранили люди при Ное, Божие негодование получили, и потоп всемирный подъяли. Пост не сохранив, Ной, посмеяние сынов был. Пост не сохранив, Исав, первородства почести лишился.

Постился Моисей 40 дней и 40 ночей – закон получил. Постившись, Илия, 40 дней и 40 ночей – колесницей огненной возведён был на небо. Постился Даниил_– и диким зверям во рву пасти заградил. Пост три отрока соблюдали – и огонь сотворился как дух хладен шумящ. Пост ниневитяне хранили, люди и животные, – наказания избежали.

Святые пророки пост соблюдали – боговидению и прозрению приобщились. Постом воспитанный Иоанн_– большим всех пророков наречен был и Господа Славы крестить сподобился. Постился Господь наш Иисус Христос 40 дней и 40 ночей, и врага низложил, и нас сподобил быть свидетелями Его славы.

Святые апостолы, постом вооружившись, и всюду, и вокруг земли прошло слово их. Святые мученики, пост восприняв, идольские храмы и жертвы низложили, и мучителей ярость ни во что поставили. Преподобные, пост возлюбив, оставили мир и всё, что в мире, и, поселившись в пустынях и горах, в пещерах и расщелинах земных, все ухищрения диавола низложили.

Поэтому и мы восприимем пост, сей честной дар, сосуд очищения, истины изображение, благочестие начало, страстей умерщвление, греха убиение, злобе сопротивника, бесом погубление, диаволу запрещение, идолам низложение, церквям благолепие, царям державу, иереем украшение, мужам смысл, младенцам научение, нищим утешение, душам тишину, телесам врачевание, помыслам мир, похотям умерщвление. Пост соделывает людей подобными ангелам и делает нас причастниками вечного царства. Так действует истинный пост и нелицемерный».

Святой Василий Великий говорил: «Постимся, пост приятен, благоугоден Богу. Истинный пост есть злых дел отчуждение, воздержание языка, ярости отвержение, похотей отлучение, клеветы, лжи, проклятий, всего злого избегание, пост истинен есть и благоприятен».

И ещё: «Придите светло к дару постному. Пост есть древний дар, не ветшает, не старится, но обновляется всегда и юностью цветёт. Если не постимся, низвергаемся из рая, постимся теперь – да к нему возвратимся».

Каллист, Патриарх Константинопольский, сказал: «Пощение истинное есть не только истончение тела, но и от заготовленной пищи часть отдавание неимущим, да принимая пищу от нас и насыщаясь, о нас помолятся, и приятно Богу пощение наше будет».

 

О милостыне

 

Христос Спас и Бог наш говорит: «Блажены милостивые, яко помилованы будут. Внемлите, милостыни вашей не делайте перед людьми, чтобы не увидели вас».

Святой Исаак Сирин сказал: «Господь милостыню повелел к подобию Небесного Отца, её совершившие к Нему приближаются. Понудим себя, да будем во всякое время сами милостивы о всяком человеке».

Святой Иоанн Златоуст говорит о милостыне: «Суд приготовлен для немилостивых, не сотворивших милости. Те услышат неотвратимый голос, который принесёт им боль, говорящий о немилосердии к ним: «Отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный». О, немилосердие, жилище имеющее кромешный огонь, где плач и скрежет зубов».

 

О покаянии

 

Господь наш Иисус Христос, Спас и Бог наш, говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. Сотворите плоды достойные покаяния».

Святой Василий Великий призывает: «Придите: покаяние есть спасение, незнание же покаяния есть смерть. Плоды же достойные покаяния – не только избегать зла, но и приобщиться добродетелям. Истинный плод покаяния – делать благое».

Святой Иоанн Златоуст говорит о покаянии: «Покаяние – лечение прегрешений, конец беззакониям, высушивание слёз, дерзновение к Богу, оружие на диавола, нож, отрезающий ему главу, надежда спасения, конец отчаянию. Покаяние небо отверзает, в рай вводит, диавола одолевает. Потому что с покаянием срастворяется человеколюбие Божие, человеколюбию же Божию меры нет, не описать словом Божию благость».

Святой Исаак Сирин утверждает: «Благодать со благодатью, покаяние дано людям. Покаяние – есть второе рождение от Бога, его мы принимаем как залог веры. Покаяние есть дверь милости, открытая для кающихся. Дверью этой входим к божественной милости, и кроме неё не найдём милости.

Святой Геннадий, патриарх сказал: «Если хочешь истинного покаяния, то яви его делом. Если каешься в гордости – прими смирение. Если пьянства и объедения каешься, возлюби пост. Уклонись от зла и сотвори благо. Не ленись в покаянии, дорогой, в малом сем времени».

 

О христианском благородстве

 

Христос, глава, начало и корень всех христиан говорит: «Я есть лоза, вы же грозди. Я есть свет миру. Вы – свет миру и вы – соль земли. Образец дал вам, и что Я сотворил вам, и вы творите».

Апостол сказал: «Вы – род избранный, царское священство, народ святой, люди обновления, те, кто добродетели возвестят. Кто в Христа крестился, тот во Христа облёкся. Вы – церкви Бога Живаго, как сказал Бог: «Вселюся в них и похожу, и буду им Бог, и те будут Мне люди». Прославьте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

 

Составление, перевод с церковнославянского Евдокии Поздняковой