Неделя Крестопоклонная! Сколько глубокого смысла и умилительной назидательности в этом обычае Церкви выносить крест для поклонения как раз в середине Великого Поста. Прекрасно разъясняется это в наших богослужебных чтениях и песнопениях. Крест выносится с особою торжественностью на середину храма для того, чтобы поднять наш дух, воодушевить нас к дальнейшему прохождению подвига постного, напомнить нам, что все мы христиане — крестоносцы и что, если мы желаем не напрасно носить имя Христовых последователей, то должны в жизни своей уподобляться Христу крестоношением и самораспятием…
Для того, чтобы ободрить нас и подкрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, Св. Церковь и устраивает нам утешение духовное — торжественно выносит для поклонения Крест Господень…
Взирая на этот крест, вспомните про великую любовь Бога к вам, которую проявил Он, добровольно предав Себя на такую позорную и мучительную смерть, вашего ради спасения, и — воспряньте духом! Эта любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит и укрепит ваши силы, и поможет вам до конца совершить, во славу Его, ваш постный подвиг и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоносного дня Его преславного Воскресения.<…>
Крест Христов, износимый в неделю Крестопоклонную на середину храма, есть — Знамя наше, которое обычно выносится на полях сражений в трудные минуты для того, чтобы возбудить в воинах бодрость духа и мужество для продолжения борьбы с врагом и окончательной победы над ним. Взирая на свое славное знамя, воины невольно воодушевляются, ощущают прилив новых сил и подъем духа, бросаются на врага и побеждают его.
И мы, христиане, — воины Христовы, а Великий Пост есть поприще брани с врагом нашего спасения — диаволом. Главный источник нашего воодушевления в этой невидимой, духовной брани — Крест Христов, славное знамение победы нашего Божественного Искупителя над властью ада и смерти, знамение нашего спасения, знамение неизреченной Любви Божественной к падшему человеческому роду. Древом крестным «смертное жало и адова победа прогнася» — Распятый на нем Спас наш «предстал, вопия сущим во аде: внидите паки в рай!» (Кондак). Поэтому св. Церковь и призывает нас: «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство… Придите, вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы…» (стихира на поклонение кресту).
Вот потому-то и мы, христиане, воины Христовы, взирая на св. крест, поклоняясь ему и лобызая его, испытываем особый прилив новых духовных сил, забываем все трудности уже перенесенного постного подвига, — «задняя забывая», по Апостолу (Филип. 3:13), «в предняя простираемся» и делаемся способными на дальнейшие духовные подвиги для окончательной победы над грехом и достижения «почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе» (Филип. 3:14).
Но что такое, собственно, Великий Пост?
И разве только Великим Постом должны вести мы невидимую брань с врагом нашего спасения, а в другое время — отдаваться ему в плен?
Думать так — было бы крайним неразумием.
Великий Пост, приводящий нас к светлой радости Воскресения Христова, есть как бы символ всего течения истинно-христианской жизни, а вместе с тем — и ежегодное упражнение в подвиге этой жизни и ежегодное напоминание о том, как должен жить христианин и какова конечная цель его жизни.
Жизнь истинного христианина есть ни на один миг непрекращающаяся борьба со своими греховными страстями и похотями, которая по своей тяжести, болезненности уподобляется крестоношению и самораспятию. Вот почему св. Апостол говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 6:24). В этой непрестанной борьбе со страстьми и похотьми и состоит та «невидимая брань» с врагом нашего спасения, которая должна составлять главное содержание нашей земной жизни. Но как Христово крестоношение и распятие привело к светлой несказанной радости Его преславного Воскресения, так и наше крестоношение и самораспятие, если будем законно подвизаться, приведет нас к воскресению из мертвых и к вечной нетленной Пасхе в светлых чертогах райских.
Итак, каждый истинный христианин есть подвижник. Без подвига нет и не может быть подлинной христианской жизни. Этого подвига ждет от Своих последователей Сам Подвигоположник — Христос, говорящий: «Подвизайтеся внити сквозь тесная врата» (Лук. 13:24), ибо «широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7:13-14). А Апостол Павел говорит: «Подвизаяйся от всех воздержится» (1 Кор. 9:25) — и сам о себе тут же свидетельствует: «Умерщвляю тело мое и порабощаю» (1 Кор. 9:27), — тем самым указывая, что подвиг жизни христианской состоит в воздержании — в умерщвлении и порабощении плоти своей. А это как раз и есть то, к чему особенно призывает нас Церковь Великим Постом, но что вместе с тем является обязательным для каждого истинного христианина в течение всей его жизни. <…> Вот теперь — Великий Пост, «время благоприятное», «время покаяния» — «отложим дела тьмы и облечемся во оружия света!» (стихира при начале поста) и, следуя призыву Св. Церкви, всем сердцем возопием ко Кресту Господню, как бы к живому существу (ибо в нем сокрыта животворящая сила Господня): «Кресте всечестне, освяти наши души и телеса силою твоею, и от всякаго вреда сопротивных соблюди неврежденны, благочестно поклоняющихся тебе!» (Стихира недели Крестопоклонной)
Архиепископ Аверкий Таушев