Именно под таким названием состоялись в Москве XXII-е Международные Рождественские образовательные чтения, так как в этом году празднуется 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Открытие Рождественских чтений началось с Божественной литургии в храме Христа Спасителя, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X. Патриархам сослужил сонм иерархов и духовенства Русской и Антиохийской Православных церквей. За богослужением молились участники Рождественских чтений.
После Литургии патриархами был отсужен молебен Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу, и освящены хоругви с ликом преподобного на полотнищах, их затем передали в каждую епархию русской православной церкви.
По окончании богослужения патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с приветственным словом к участникам Рождественских чтений. В частности, он сказал: «Каждый из нас призван Богом к своему служению в Церкви, каждый совершает его по мере сил и ради общей цели созидания Тела Христова. Для этого мы здесь, ради этого совершалась сегодня соборно Божественная литургия. Я хотел бы пожелать каждому участнику Рождественских чтений подвизаться подвигом добрым (2 Тим. 4:7), и да будет служение каждого осенено присутствием и благодатью Святого Духа, собравшей нас сегодня в этом храме».
На следующий день в Государственном Кремлевском Дворце и затем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя и на разных площадках по Москве состоялись пленарные выступления, встречи, обсуждения, круглые столы.
На Рождественские чтения прибыло более 15 тыс. участников со всех уголков нашей страны и из-за рубежа – это священники, педагоги, военные, спортсмены, врачи, художники, музыканты, писатели, журналисты, артисты, работники библиотек и музеев, представители общественных православных организаций: различных молодежных объединений, казачества, сестричеств милосердия, волонтерских групп и т.д. Всего работало около 150 направлений, даже просто упомянуть их все в рамках этого материала невозможно, поэтому остановлюсь лишь на некоторых из них, которые посетил сам.
На секции «Этика в СМИ: общие задачи государства, общества и Церкви», которая прошла в Государственной Думе Российской Федерации говорилось о необходимости высокопрофессиональной подготовки журналистов для работы в информационном поле и о том, насколько высока ответственность журналиста за те материалы, которые он передает на публикацию в СМИ.
Целый ряд секций, выступлений и круглых столов был посвящен проблемам воспитания молодежи и школьников. Так, в рамках секции «Духовно-нравственное воспитание в школе как профилактика религиозного экстремизма» говорилось об опасности активизации ряда экстремистских движений, которые активно вовлекают в сферу своей деятельности молодых людей. Необходимо противопоставить этому пропаганду духовных ценностей и традиций наших народов – патриотизма, веротерпимости, чувства ответственности за судьбу будущих поколений, векового опыта преодоления жизненных трудностей совместными усилиями. Отмечалось, что именно эти ценности способны стать неодолимой преградой на пути распространения экстремизма.
А на круглом столе «Развитие социального партнерства государства, Церкви, семьи школы. Роль идеала в отечественной педагогической традиции» обсуждались вопросы партнерства всех сторон, заинтересованных в образовании, воспитании и социализации детей и молодежи ради духовного, нравственного и физического оздоровления общества. Выступающие подчеркнули важность идеала – наследия наших святых, в воспитании лучших нравственных качеств подрастающего поколения.
Важность преподавания предмета «Православная культура» в современной школе трудно переоценить – это, пожалуй, единственный «православной канал», по которому христианские ценности могут быть транслированы в современную школьную среду. На конференции, посвященной преподаванию этого предмета, обсуждались вопросы обеспечения свободы выбора модулей курса «Основы русской культуры», порядок участия епархий в подготовке учителей по «Основам православной культуры». Говорилось о необходимости объединения усилий по разработке учебно-методического обеспечения по «Основам православной культуры». И, в целом, о выстраивании эффективной системы взаимодействия по линии приход-школа. А, в идеале, и о построении цепочки непрерывного православного образования: детский сад, школа, ВУЗ.
В рамках Интернет-проектов на семинаре была представлена «Интернет-площадка для коллективного финансирования социальных проектов «Начинание», которая помогает собрать средства всем, кто стремится реализовать свой проект, свое доброе дело (подробности на сайте www.nachinanie.ru).
На чтениях состоялась выставка современных икон, посвященных празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и книжная выставка-ярмарка «Радость слова».
Рождественские чтения – это всегда праздник. На сцене зала Церковных Соборов храма Христа Спасителя было показано яркое, красочное, динамичное театрально-концертное представление. Его организовали детский образовательный телеканал «Радость моя» из Москвы и телестудия «Шесть крыльев» из Санкт-Петербурга совместно с Синодальным отделом образования и катехизации Русской православной церкви. Множество ансамблей показывали свое мастерство, причем большинство участников – совсем юные певцы, музыканты, актеры.
Но Рождественские чтения – это не только праздник и площадка для обмена опытом. Для меня они всегда были и остаются и местом для новых знакомств, и местом встречи старых друзей. Я снова увиделся с протоиереем Александром Сазоновым, в его летний православный лагерь «Истоки» под Калачем-на-Дону мы всей семьей ездили несколько лет подряд, с иереем Олегом Иващенко, который когда-то в этом лагере был еще просто воспитателем, с Еленой, которая в «Истоках» занималась театральными постановками.
И, конечно же, если Господь поможет, мы все снова обязательно встретимся через год на XIII-х Международных Рождественских образовательных чтениях.
Михаил Глинников