В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основанной им Троице-Сергиевой лавры и Сергиева Посада, так и для России в целом.
Великую милость явил Господь, даровав русскому народу преподобного Сергия — светильника земли русской, чудотворца и её молитвенника. Родился он в семье знатных ростовский бояр Кирилла и Марии, святых угодников Божиих. Древняя Ростовская земля стала родиной великого заступника святой Руси. Здесь, в Варницах, было поместье родителей преподобного Сергия, которые много потрудились во славу Божию и для спасения всех нас, как бы показывая на примере своего чистого жития и благочестивого воспитания, что доброе произошло от доброго, взаимно умножая похвалу и рождённого, и самих родителей.
Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — Варфоломея, будущего преподобного Сергия. Его рождению предшествовало необыкновенное знамение. «Вершилась Божественная Литургия. Зазвучали слова Евангелия — это Сам Христос вышел к народу, возвещая сладчайшее Своё учение. И младенец во чреве матери, почувствовав близость Спасителя, рванулся к Нему навстречу и вскрикнул. Началось шествие великого входа: священнослужители несли Святую Чашу, и хор воспевал Херувимскую песнь. Это светозарные Архангелы возносили перед глазами людей Царя Небесного, как воины дориносят — поднимают на копьях трон прославленного полководца. Это Сын Божий, одевшись в земную плоть, шёл на распятие за грехи человеческие. И во второй раз вскричал ребёнок из материнского чрева, порывом любви отвечая на жертвенную Любовь Господню. Совершилась Божественная Жертва. «Святая Святым!» — возгласил священник. И в третий раз вскрикнул нерождённый младенец в великой жажде породниться, соединиться с Возлюбленным Господом. Младенец, ещё не вышедший в мир, не видевший землю, уже чувствовал небо.» (Владимир Иким, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. Слово о преподобном Сергии.)
Это чудо было явным возвещением того, что чадо будет истинным служителем Живоначальной Троицы. После такого происшествия святая мать стала особенно внимательна к своему духовному состоянию. Себя блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, постом ограждала себя и всякой скоромной пищи избегала, и мяса, и молока, и рыбы не ела, лишь хлебом, и овощами, и водой питалась. Часто же втайне наедине воздыхая, со слезами молилась Богу, так говоря:» Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу твою, и младенца этого, которого я ношу во утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенца, да будет воля Твоя, Господи! И да будет Имя Твое благословенно во веки веков! Аминь!»
3/16 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была великая радость: Бог даровал им сына. В сороковый день по рождении родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Благоговейный иерей по имени Михаил нарёк младенца во святом Крещении Варфоломей. Но это имя по самому своему значению — сын радости- было особенно утешительно для родителей.
Между тем родители стали примечать в нём нечто необыкновенное: если матери случалось вкушать мясную пищу, он не брал её сосцов. По средам и пятницам младенец вовсе оставался без пищи. Наконец, родители поняли, что не хочет дитя пить молоко, когда мясом питается кормящая мать. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она действительно стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался её молоком.
В доме праведных родителей Варфоломей был укрыт от мирской суеты и скверны. Слышал он святые молитвы, и псалмопения, и речи, дышащие мудростью и любовью, когда его родители беседовали о духовном. Своих детей супруги воспитывали в вере, благочестии и целомудрии, приучали молиться, причащали Христовых Таин. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте.
Стефан и Пётр, братья Варфоломея, учились хорошо, а Варфоломею грамота на давалась, о чём печалились и родители, и отрок. Переживая о своей неспособности, он со слезами молился Господу. И Господь внял усердной молитве отрока, призрел на его прилежание и труды и через старца-инока даровал ему просимое.
Душа Варфоломея стремилась во все те места, где можно найти и пережить нечто Божественное, которое постепенно становится ему доступным и необычайно близким. Маленького Варфоломея отличало неподдельное сочувствие ко всему страждущему, любовь к ближнему, мужество с его жертвенной ответственностью и непосредственное молитвенное обращение к Богу.
Менее чем с двенадцатилетнего возраста Варфоломей начал жить жизнью подвижника: он держал строгий пост (по средам и пятницам совсем не вкушал пищи, а в прочие дни питался хлебом и водой); усердно посещал храм Божий и дома проводил целые ночи в молитве; усердно читал священные книги.
Размышляя о суете всего земного, блаженный юноша нередко повторял сам себе слово пророческое: «Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление» (Пс.29,10). Варфоломей стал просить у своих родителей благословения избрать путь иноческой жизни. Но они просили подождать, пока Бог не возьмёт их из этой жизни. И благодатный сын повиновался; он прилагал всё своё старание угодить святым родителям и упокоить их старость, чтобы заслужить себе их благословение и молитвы.
Скоро преподобные Кирилл и Мария, приняв монашество, преставились ко Господу. И Варфоломей, приняв решение удалиться в пустыню, пригласил с собой своего брата Стефана. Братья долго искали подходящего места для молитвенных подвигов, пока, наконец, не дошли до горы Маковец, у подножия которой протекала речка Кончура. Помолившись, они срубили себе келлию и поставили малую церквицу, которая была освящена во имя Святой Троицы. Но Стефан не смог вынести трудности пустынножительства и вскоре ушёл от Варфоломея в Москву.
7 октября 1337 года, в день памяти святых Сергия и Вакха, игумен ближайшего к Радонежу монастыря Митрофан постриг 23-летнего Варфоломея в монашеский чин с именем Сергий. Оттого преподобный Сергий смог совершить свой подвиг отречения от мира и стяжания созерцательной молитвы в таком раннем возрасте, не имея опыта жизни в общежительном монастыре, что этот опыт он получил в отчем доме. Главным занятием в нём было утверждение в добродетели и благочестии, что и является главным монашеским деланием, а игуменом этого домашнего монастыря был преподобный Кирилл.
Претерпевая искушения и страхования бесовские, преподобный восходил от силы в силу. Не могли укрыться подвиги преподобного Сергия, и далеко разносилось благоухание его святой жизни. Стали собираться к преподобному Сергию братия, образовав постепенно Сергиев монастырь — знаменитую Троицкую Сергиеву Лавру.
Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он строил келии, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединял с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили преподобного Сергия принять игуменство над обителью.
Много чудес совершил преподобный Сергий ещё при жизни, расскажем о некоторых из них.
Одно время в монастыре стал чувствоваться недостаток в воде, происшедший, вероятно, оттого, что источник, протекавший около обители, давал менее воды, чем сколько нужно было для всех насельников быстро умножавшегося монастыря. Братии приходилось теперь носить воду издалека и с большими затруднениями. Поэтому некоторые стали роптать на святого и говорили: «Зачем ты, не разбирая, поселился на этом месте? Зачем, когда здесь нет поблизости воды, ты устроил обитель?» Преподобный смиренно отвечал: «Братия, я желал один безмолвствовать на этом месте, Богу же было угодно, чтобы здесь возникла обитель. Он может даровать нам и воду, только не изнемогайте духом и молитесь с верою: ведь, если Он в пустыне извел воду из камня непокорному народу еврейскому, то тем более не оставить вас, усердно служащих Ему».
После того он взял с собой одного из братии и тайно сошел с ним в чащу, находившуюся под монастырем, где никогда не было проточной воды. Найдя во рве немного дождевой воды, святой преклонил колена и стал молиться. Тогда внезапно забил обильный источник. Сильно поражена была братия; ропот недовольных сменился чувством благоговения перед святым игуменом; иноки даже стали называть сей источник Сергиевым. Но смиренному подвижнику было тяжело прославление людское и он сказал: «Не я, братия, дал вам воду, но Сам Господь послал ее нам, недостойным. Поэтому не называйте его моим именем.» Тогда братия перестали называть источник Сергиевым.
Однажды святой воскресил мертвого. В окрестностях обители жил поселянин, питавший к Сергию великую веру; единственный сын его был одержим неизлечимою болезнью; твердо надеясь, что святой исцелит отрока, поселянин принес его к преподобному. Но в то время, как он пришел в келию святого и стал просить его помочь болящему, отрок умер. Потеряв всякую надежду отец стая горько плакать: «Увы мне, — говорил он святому, — я пришел к тебе, человек Божий, с твердой уверенностью, что ты поможешь мне. Увы мне! Что теперь мне делать?»
Так скорбя и рыдая, он вышел, чтобы принести все нужное для погребения сына.
Увидев рыдания огорченного отца, преподобный сжалился над ним и, сотворив молитву, воскресил отрока. Вскоре возвратился поселянин с гробом.
Святой же сказал ему: » Напрасно ты неосмотрительно предаешься печали: отрок не умер, но жив».Тогда обрадованный отец стал благодарить преподобного за воскрешение сына. «Ты обманываешься и не знаешь сам, что говоришь, — отвечал ему чудотворец. — Когда ты нес отрока сюда, он от сильной стужи изнемог, — ты же подумал, что он умер; теперь в теплой келии он согрелся — а тебе кажется, что он воскрес». Но поселянин продолжал утверждать, что сын его воскрес по молитвам святого. Тогда Сергий запретил ему говорить о этом, прибавив: «Если ты станешь рассказывать о том, то будешь наказан и вовсе лишишься своего сына». В великой радости вернулся поселянин домой, прославляя Бога и его угодника Сергия. Об этом чуде узнал один из учеников преподобного, который и поведал о нем.
Много и других чудес происходило по молитвам подвижника. «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются» (Мф 11:5), словом, все, с верой приходящие к святому, какими бы ни страдали недугами, получали телесное здоровье и нравственное назидание, так что обретали сугубую пользу.
Уважаемый и прославляемый всеми, преподобный Сергий оставался все тем же смиренным иноком: людская слава не прельщала его; все так же продолжал он трудиться и служить всем примером величайшего смирения. Не любил он мягких и красивых одежд, но постоянно носил одеяние из грубой ткани, сшитое своими руками. Однажды в монастыре не было хорошего сукна, оставался всего один кусок, и тот был такого низкого достоинства и притом так плохо окрашен, что монахи отказывались брать его. Тогда Сергий взял его себе, сшил из него одежду и носил ее до тех пор, пока не развалилась.
Однажды преподобный Сергий увидел множество птиц «зело красных», которые не только наполняли весь монастырь, но и летали вокруг него. И голос с Небес сказал: «Как видишь ты этих птиц, так умножится стадо учеников твоих, и по тебе не оскудеют они, если восхотят последовать стопам твоим». И действительно, учениками преподобного Сергия Радонежского основано 40 монастырей. Из них, в свою очередь, вышли основатели еще 50 обителей. Проследим по карте, куда разлетелись птенцы Сергиева гнезда.
За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Вскоре явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Преподобный Сергий пал ниц пред Пресвятой Богородицей. Она же прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Преподобный преставился к Богу 25 сентября/ 8 октября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ним со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
5 июля 1422 года преподобный Никон изнес нетенные мощи преподобного Сергия и положил их в специально для этого возведенном каменном Троицком соборе монастыря. Поныне святые мощи преподобного Сергия являются драгоценнейшим сокровищем обители, источником благодатных исцелений душевных и телесных немощей всех молитвенно прибегающих к его заступничеству.
Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!
В статье использованы фрагменты из книг: «Жития святых Дмитрия Ростовского» и «Жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии» (составитель монихиня Ольга Гортулянская)
Материал подготовила Елизавета Павленко.