Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Быть нужным людям

16 июня исполнилось 90 лет прихожанке нашего храма Галине Андреевне Юговой! Сердечно поздравляем Галину Андреевну с юбилеем! Желаем здравия, крепости духа и помощи Божией во всём на многая и благая лета!

Публикуем интервью с Галиной Андреевной, которое она дала в 2013 году.

Счастье для человека любого, а особенно зрелого возраста, – чувствовать себя нужным, востребованным людьми. Ведь в мире нам так часто не хватает любви, ласки, простого человеческого участия. Мы встретились с прихожанкой нашего храма Галиной Андреевной Юговой, и надеемся, что эта беседа убедит вас в том, что любовь, трудолюбие и тепло к людям не охладевают с возрастом, а, наоборот, возрастают. А прочным фундаментом этого служит Православная вера христианская.

Когда Вы родились?

Я родилась в 1928 году в Москве, в одном из красивейших мест, в доме у входа в парк «Нескучный сад». Рядом – бывший царский дворец, в котором расположился Президиум АН СССР. Недавно я побывала там. Очень радостно, что этот уголок старой Москвы сохранился. Мои родители, Андрей Зиновьевич и Анна Васильевна Внучко­вы, в юности пели в церковных хорах. Мама – в хоре Донского монастыря.

Вас крестили?

Да, но о вере православной мне в детстве не рассказывали. Дело в том, что дед мой был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Потому тема эта была под запретом, причем не только в нашей семье.

Как проходило Ваше детст­во?

Я была старшим ребенком. Родители работали. Я оставалась с бабушкой, все время которой занимало хозяйство. Я много читала, хорошо училась в школе, занималась музыкой.

Мне было 13 лет, когда началась война. Отец отправил нас, троих детей с мамой, на свою родину – русское село Троицкое в Мордовии, а сам, отказавшись от брони, ушел в армию. Он был опытным инженером-строителем и строил фортификационные сооружения. Нам сельсовет дал заброшенный домишко. Жилось нам трудно, холодно и голодно. Двоюродный брат отца Леонтий очень помогал нам. Он работал в пекарне, ему полагалось какое-то количество хлеба. У него самого было шесть детей, но он все равно делился хлебом с нами. Два раза в неделю мы с мамой ходили за дровами в лес, до которого было семь километров. Нарубив тонких сухих березок, грузили их на сани и везли домой. Однажды началась пурга. Мы потеряли дорогу и шли по снегу, не зная, куда идем. Был сильный мороз, а от села до села десятки километров. Стемнело. Мы начали замерзать, терять силы. И вдруг – слева вдали вспыхнул свет, и мы увидели Церковь. Так Господь спас нас. Господь спас и отца моего. Однажды недалеко от фронта они шли с товарищем. На дороге – изба. Пошли оба вправо, но папа вдруг повернул налево. И тут – взрыв: справа была мина, товарищ погиб. Но осознание того, что спасения эти не случайны, пришло потом.

Летом мы с мамой работали в колхозе. С помощью бабушки, которая приехала к нам, посадили большой огород. Лето было сухое и жаркое, я приносила издалека по сорок ведер воды в день. Бабушка моя, Дарья Андреевна, все, что выросло на огороде, пересушила в русской печке. Эти овощи и заработанное в колхозе зерно помогли нам выжить по возвращении из эвакуации осенью 1942 года.

В 1943-44 годах зимой – школа, летом – работа в совхозе на Ленинских горах. За работу получали обед, осенью – овощи. В 1946 году я окончила школу и поступила на физический факультет МГУ. На второй день своей учебы я познакомилась с будущим мужем, студентом той же группы Юговым Владимиром Алексеевичем. После второго курса мы обратились к ­роди­телям за благословлением на брак. Но родители сказали, что надо сначала окончить университет. И мы за это – потом – были им очень благодарны. Мудрость их решения мы поняли гораздо позже, когда родились дети.

Кто заронил в Вас первые семена веры?

Мой будущий муж. Он вырос в православной семье и был глубоко верующим человеком. В 12 лет он перенес тяжелую болезнь, но по Промыслу Божию родители (они были врачи) спасли его. Через год он смог начать ходить, но тяжелый порок сердца остался у него на всю жизнь. В 1943 году он все же был призван в армию, был артиллерийским мастером, принимал участие в освобождении Болгарии и Югославии. По окончании войны его по здоровью демобилизовали, дав инвалидность. За год он экстерном сдал экзамены за 8-10 классы школы и поступил в МГУ. Он прекрасно знал физику, я – математику, мы помогали друг другу в учебе, а в дальнейшем в работе.

Владимир учил меня критически относиться ко всему, обдумывать все прочитанное и услы­шан­ное. Отец Владимира, замечатель­ный русский писатель и глубоко верующий человек Алексей Кузьмич Югов, также многому научил меня. Он был переводчиком и исследователем «Слова о полку Игореве», им был создан знаменитый роман «Ратоборцы» и другие романы. Он был автором многих статей в защиту русского языка и книги «Думы о русском слове», за которую его самого называли «ратоборцем», прекрасно знал русскую историю и русскую литературу. Сильнейшее впечатление произвело на меня чтение им баллад А.К.Толстого, который стал и моим любимым поэтом.

Где Вы венчались?

В 1951 году мы окончили университет и через месяц обвенчались в храме подмосковного села Перхушково. Потом мы поехали в Переделкино, и там двумя семьями наши родители нас поздравили. А детей и внучек крестили уже в Отрадном, в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Расскажите, пожалуйста, о детях.

Когда я училась в аспирантуре, родился сын Алексей. Когда защитила диссертацию – дочь Мария. Вскоре после её рождения в 1957 г. мы из Москвы переехали в Менделеево, которое только начинало строиться. Не было канализации, газа; дровяная колонка. Но мы были счастливы. Муж открыл во ВНИИФТРИ новую тему о получение и применение тонких плёнок. Он получил 27 авторских свидетельств, написал свыше 50 статей и книгу о тонких плёнках. Я занималась теоретическими исследованиями по темам мужа. Но теперь главным для меня было воспитание детей. Через год родилась вторая дочь – Ольга. Я работала дома, потом – на полставки. Мы хотели, чтобы дети росли в обстановке взаимной любви, уважения, заботы. Занятиям с детьми уделялось максимально возможное внимание, отец выходные дни тоже посвящал детям. Различные занятия, походы в лес, по вечерам – читали, танцевали и пели, и всегда последней звучала любимая песня «Варяг». Володя часто ездил в Москву в храм – один. Привозил просфоры, святую воду. Мы подходили к иконам. С молитвой, перекрестив каждого, он давал кусочек просфоры и воду, говорил о Господе. В храм я и дети не ездили, отец оберегал нас от репрессий и гонений. Дети росли. Начались поездки: Валаам, Кижи, Киев, Золотое Кольцо и другие православные, исторические места. Здоровье мужа ухудшалось. Врачи запрещали работать, настаивали на инвалидности. Но он продолжал увлечённо работать до последнего дня. При этом вёл большую ветеранскую работу в школе. Многие в Менделеево до сих пор помнят его уроки мужества, его рассказы не только производили сильное эмоциональное впечатление, но и давали цельную картину военных действий. Скончался Володя в 1980 году. Вскоре после его смерти сын воцерковился. А затем и я начала ездить в Москву на службы и причащаться. У всех детей появились семьи, в которых крестили всех детей. Слава Богу, что во Льялово открылся храм. С первых дней мы его прихожане. Сейчас у нас 14 потомков, все верующие.

А какие наиболее светлые, радостные моменты?

Самый радостный – конец войны. В ночь с 01.05 на 02.05.1945 мы сидели у репродуктора, ожидая правительственное сообщение. И вот в третьем часу ночи: война окончена…

Другие счастливые моменты: наша долгожданная свадьба. Рождение детей. Много было светлых моментов. После смерти мужа моими радостями стали радости детей моих и внучек. Через полгода после ухода Володи родилась первая наша внучка Дарья. Через два года внучек было трое. А у дочерей оставались дипломные годы в институтах. Я ушла на пенсию, и с тех пор до настоящего времени около меня дети, теперь уже и правнуки. Я очень люблю их, забочусь о них и занимаюсь с ними математикой, историей, музыкой, английским, литературой, мы читаем и разговариваем обо всём. Это моё счастье.

Что Вам помогало преодолевать трудности?

Молитвы мужа моего помогали и сейчас помогают мне. И то, что мы пришли в храм – это тоже по его молитвам. И всегда помогали родные. Сначала родители и бабушка, которая до 80 лет приезжала к нам. Сейчас – дети и внучки. Да, иногда было трудно, было горе. Но всегда рядом были любящие люди, чья забота согревала душу. Я – счастливый человек.

В чем секрет долголетия, как Вы думаете?

Господь помогает. Когда я отца Георгия спрашивала – зачем я живу? Он отвечал – чтобы молиться о близких. В одной из передач было очень хорошо сказано: “Я желаю Вам быть востребованными теми, кому Вы нужны и кто Вам дорог.” Сейчас ко мне каждый день приходят старшая дочь, внучки и правнуки. Из Москвы приезжают сын с женой и младшая дочка с супругом, и их дети. И я молюсь о них всех.

Что Вы могли бы пожелать молодым, которые только вступают в жизнь?

Жить «под кровом Всевышнего», с верой, молитвой. Не искать лёгкой жизни. Как математик, я знаю, что чем труднее задача – тем больше радость, когда её решишь. Постараться найти любимое дело – и учиться ему. Создать семью, в которой будет любовь, верность. В которой будут расти счастливые дети.

А что важно при воспитании детей?

Воспитание надо начинать с себя. Детей любить, уважать, заниматься с ними. Быть для них примером и близким человеком, который поймёт и поможет в любой ситуации. Научить их верить и молиться. Быть нравственными и ответственными за свои поступки.

 

Беседовал Михаил Глинников