Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Иконографии Воскресения Христова

Иконы из иконостаса южного предела храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово, (слева-направо):
«Жены мироносицы у гроба», «Сошествие Христа во ад», «Явление Христа Марии Магдалине», фото: Владимир Ветер

Есть несколько иконографий, изображающих событие Воскресения Христова. Одна из них называется «Жены мироносицы у гроба». Эта иконография связана всецело с описанными в Евангелии событиями. На ней изображается в пещере пустой гроб с белыми пеленами и платом, лежащим отдельно. Ко гробу идут жены мироносицы, в руках у них кувшины с ароматами, чтобы помазать тело Иисуса: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28, 1). У входа в пещеру большой круглый камень, на котором сидит ангел в светлых одеждах, указуя на пустой гроб. Рядом иногда изображаются упавшими воины, которые стерегли гроб: «И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал» (Мф 28, 2-6). Гористый фон иконы передаёт особенности пейзажа Иудеи.

Другая иконография «Явление Христа Марии Магдалине» тоже соотносится с евангельским текстом. На иконе изображен гористый пейзаж, пещера с пустым гробом. Мария Магдалина с заплаканным лицом и распущенными волосами стоит на коленях и говорит, протягивая ко Христу руки: «Раввуни». В евангелии от Иоанна говориться: «Иисус говорит ей: что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко мне, ибо я ещё не восшел к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин 20, 15-17).

Третья иконография «Воскресения Христова» изображает Христа в светлых одеждах в сиянье славы. В одной руке Христос держит знамя с крестом – символ победы над смертью, другая рука сложена в благословляющем жесте. Чтобы передать вселенский масштаб события Воскресения, фигура Христа изображается большой, а внизу иконы могут быть меньшего размера фигуры одного или двух ангелов и, иногда, стерегущих воинов. Эту иконографию, только без воинов, можно видеть в нашем храме в центральном алтаре, запрестольный образ, который был нарисован Олегом Александровичем Осининым.

Ещё одна иконография называется «Сошествие во Ад». Смысл ее глубок и может быть передан стихами святого Григория Богослова:

 

«В этот день великий Христос воззван от мертвых,
к которым приложился.
В этот день отразил он жало смерти,
сокрушил мрачные затворы унылого ада,
даровал свободу душам.
В этот день, воспрянув от гроба,
явился Он людям, для которых родился,
умер и возбужден (пробужден) из мертвых,
чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти,
восхищены были с Тобою, восходящим».

 

Излюбленная русскими иконописцами иконография изображает Христа в сиянье славы – «мандорле», стоящего на разломанных вратах ада над черной бездной. Христос протягивает руки к Адаму и Еве и возводит Адама, держа его за запястье, из гроба. Позади Адама и Евы изображаются праведные мужи и жены. Из праведников с нимбами рисуются Илия и Енох, Иоанн Предтеча, иногда святые цари Давид и Соломон. Подобную икону можно видеть в нашем храме на иконостасе правого придела. Эта иконография может иметь более сложное изображение, переходящее в целое повествование о битве ангелов с духами злобы. В бездне рисуются связанный князь тьмы и тёмные фигуры его слуг – олицетворения пороков. Их копьями пронзают ангелы. Ангелы же держат в руках сферы, на которых надписаны имена добродетелей: милость, девство, покаяние, пост, смирение, мир, правда, кротость, любовь, церкви прихождение, братолюбие, правосудье, красота, злонепомненье, радость, милость, неосуждение.

 

Текст подготовлен Евдокией Поздняковой