Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Сохранять мир и любовь

Как их сохранить, в том числе и Великим Постом, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово под Москвой.

– Батюшка, как правильно и с пользой провести Великий Пост?

– Необходимо помнить ту истину, что пост вообще, а особенно Великий Пост, необходим человеку для укрепления его воли. Обратите внимание, когда Господь сотворил весь мир, он и животным, и человеку дал «снедь», пищу. То есть все что–то едят. Без этого ни одно существо не сможет прожить. А вот по своему отношению к еде каждый может себя проверить. Как говорил апостол Павел, все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. (1 Кор. 6:12)

Это относится и к первому посту. Помните, Древо познания Добра и Зла, плоды которого Господь заповедал не вкушать. Но человек все–таки нарушил эту заповедь, вкусил его плодов. Печальные последствия этого поступка нам известны. И по сей день надо помнить, что многое из того, что мы желаем, может быть вредоносным.

У нас любят цитировать: «Не входящее во уста сквернит человека, а исходящее из уст сквернит человека» (Мф. 15:11). Эти слова сказаны не о посте. А в уста столько всего подчас входит, что из человека и свинью может сделать: спиваются люди, например.

Господь, чтобы не перетолковывали Его слова, сказанные выше, прибавил, что «есть неумытыми руками не сквернит человека» (Мф. 15:20). Человек оскверняет свою душу, если, например, берет ворованное. Краденая пища уже другого свойства, чем заработанная честным путем. Тут все не так просто. Духовная сторона существует везде, в любом посте, и прежде всего – в Великом Посте. В основе всего лежат духовные свойства, все имеет духовную сущность.

– Мы, имея в виду пост, чаще говорим о его телесной составляющей, о воздержании от определенной пищи. Но ведь есть еще и духовная составляющая – воздерживаться от раздражительности, гнева, проявлять терпение к близким. И, подчас, именно это воздержание дается намного труднее, чем воздержание от пищи.

– Это у кого как. А для некоторых наоборот. Просто, кому что дано. Телесный пост дан для того, чтобы человек возрастал духовно. Тренировка воли. Ведь если ты спокойно воздерживаешься от скоромной пищи, почему же тебе не сдержаться, не промолчать, тот же рот свой не закрыть, чтобы из него что–то неподобающее не вылетало. Молчи – и все. Принцип тот же самый.

– А какие вещи постом совершать нежелательно?

– Раз на такие необходимые вещи, как еда, ограничения накладываются, то тем более на всякого рода развлечения – кино, театр. Ведь ребенок, пока маленький, не знает ничего этого. И вообще люди, которые жили тысячелетиями до нас, спокойно без них обходились. Как замечательно сказал святитель Николай Сербский: «Сначала люди напридумывали вещей, а потом – впали к ним в рабство». Придумали компьютеры – теперь не могут оторваться от игр и Интернета. Очень мне нравится современный юмор: «Я все могу», – сказал Гугл. «Я все знаю», – сказал Интернет. «Ха-ха-ха!» – сказало Электричество. Или как Альберт Энштейн шутил, когда его спрашивали, каким видом оружия будут пользоваться в третью мировую войну? «В третью – не знаю, – отвечал он, – а в четвертую – дубинками».

– Но сейчас все это пришло в дома – компьютеры, телевизоры, игровые приставки. Сотовые телефоны, наконец, в которых уже существует масса игр. Бывает, что из-за них возникают споры, драки. Как снизить зависимость детей от всего этого?

– Когда мои дети начинали ссориться, драться, я им объяснял так: чтобы отнять, нужна сила, а чтобы уступить – смирение, сила воли. Что никак нельзя отнять у человека? Умение. Вот он научился, получил профессию. Умеет, например, топором работать – не пропадет, выживет, избу себе построит.

И у нас такие примеры есть. Рядом с нашим храмом похоронен отец Николай Морев. Он в детстве помогал маме и сестрам на кухне. Пирожки полюбил печь и, вообще, готовить научился. А как стал он священником, рукоположил его будущий священномученик Ювеналий Рязанский. Года не прошло, как батюшку Николая посадили. Ведут его по зоне под конвоем. Проходят они мимо кухни, а там дверь открыта. Он задержался взглядом, а повар увидел его и спрашивает:

 Что, разумеешь?

 Приходилось.

Повар говорит конвойному:

 Отрядите его на кухню.

И все пять лет он на кухне – в тепле и сыт. А когда срок закончился – с зоны вышел шеф–поваром. Так вот, этот навык – готовить – спас ему жизнь. Надо детям почаще напоминать, что важно не иметь, а уметь. Чем больше ты умеешь, тем более независим, и, что очень важно, сможешь не только себе, но и другим помочь.

– С какого возраста нужно детей приучать к посту?

– Все индивидуально. Вот, например, у моей дочери Анастасии 9 детей: семь сыновой и две дочери. И когда самому младшему ребенку должен был исполниться годик, Анастасия решила Рождественским постом перестать есть молочную пищу. И ребенок тоже отказался от молока – грудь брал, а от скоромной молочной пищи отказался. Зато с удовольствием залезал в миску к своей сестренке, где постная еда.

Или моему сыну дают конфетку. Он ее развернул и спрашивает:

– Какой сегодня день?

– Среда.

– Постный?

– Да.

Он завернул конфету и положил на место. Ребенку еще нет пяти лет, а он отказывается в пост от шоколадной конфеты. Для него это, конечно же, подвиг.

Это было 46 лет назад, когда еще мы жили в Переделкино. Сейчас этот мой сын – священник.

– В православной литературе мне довелось читать, что для ребенка пост может заключаться в его добровольном отказе от того, что он любит, и даже, более того, к чему имеет пристрастие. Например, мороженое, компьютерные игры, телепередачи, определенная музыка и т.д. Возможно такое?

– Да, это возможно. Но в каждом конкретном случае лучше решать это со своим духовником. Здесь все индивидуально, и даже – для членов одной семьи. Нельзя стричь всех под одну гребенку, но важно помнить – равняться нужно не на низшее, а на высшее. Как говорил Федор Шаляпин: «Искусство должно не опускаться до уровня его слушателя, а поднимать его на высший уровень».

– Если встречается ситуация, где бабушки и дедушки невоцерковленные и выступают против того, чтобы «морить любимого внука голодом»?

– Да, это распространенное явление. Вот тут, пока он еще совсем малыш и не понимает, что такое пост, – необязательно так уж упираться. Все нужно делать с рассуждением. Или человек в армии находится, я тоже служил в армии. Там же никто в среду и в пятницу постной пищи не готовит. Надо просто относиться к этому, как к вынужденному состоянию. Так что я думаю, что, когда бабушки и дедушки приступают, можно эту ситуацию равнять с тюрьмой или военной службой. Невольники …

– Но одно дело, когда старшее поколение живет отдельно. А если вместе?

– А вот тут уже подвиг – стараться и в такой ситуации жить в мире и согласии. Это даст потом свои плоды. Тут самое главное действовать с любовью, без раздражения. И время свое возьмет. Вот у меня теща тоже говорила: «Детям молочное есть нужно». Ну, я то постился, конечно, и вот, помню, ем огурцы соленые с капустой, а дети мои возмущаются: «Папа там огурцы соленые есть, а нас заставляют – молоко!». Они, наоборот, всегда норовили есть то, что ест папа. Так постепенно и дети поститься стали, и с тещей мы мирно прожили 35 лет.

– Считается, что Великий Пост – наиболее благоприятное время для покаяния и исправления. Почему?

– Пост всегда есть неотъемлемая часть некоей скорби, причем добровольной скорби. Люди начинают думать больше не о пище, а о душе. Вообще, чем меньше человек думает о пище, о своем теле, тем более он должен думать о духе. Есть прекрасный пример в книге святителя Николая Сербского «Царев Завет», когда о князе Лазаре, смертельно раненом на Косовом поле, было сказано: «Как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем не помышляет». Для того, чтобы задуматься о духовном, нужно, чтобы тело меньше этому мешало.

– И в завершение беседы: батюшка, а что бы Вы хотели бы пожелать читателям нашей газеты «Лествица»?

– Сохранять мир и любовь. Остальное все преходящее, временное. Как нас учили старцы: от нас зло не должно исходить. А чтобы оно не исходило – надо, чтобы его в нас вообще не было. Надо стараться постепенно идти по этому пути – к миру и любви. Сейчас Великим Постом читаются Притчи Соломона. Это такая красота, такая мудрость. Хотел бы также пожелать внимательно прислушиваться к паремиям, в Великий Пост их особый подбор. В них нам даны такие дивные наставления. «Мудрый молчит до времени, безумный говорит без времени», «Удержаваяй же гнев паче вземлющаго град»(Притч. 16:32), «Отвечать прежде вопроса – безумие», «Горе тем, которые зло называют добром, а добро – злом, тьму почитают светом, а свет – тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое – горьким» (Ис. 5:20).

Беседовал Михаил Глинников