Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Выставка картин Павла Рыженко

13 декабря 2014 г. воспитанники воскресной школы нашего храма и группа прихожан отправилась  в поездку в Выставочный  зал Российского военно-исторического общества  (РВИО), что в Лаврушинском переулке. 

Это была первая посмертная выставка работ  скончавшегося в июле этого года живописца Павла Рыженко «Империя в последней войне», небольшая экспозиция, отражающая судьбу Императорской семьи и жизнь русского народа в 1914–1918 годах.  

С картинами этого выдающегося художника, работающего в стиле настоящего русского исторического реализма, я был знаком задолго до выставки  и всегда присоединял свой голос к тем, кто считал Павла Рыженко подлинным певцом русского мира, чей талант принадлежал Христу, а  творчество  было прямым  воплощением  его веры.

Павел Викторович стал для меня, как и для многих соотечественников, достойным приемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства,   продолжателем традиций исторической живописи Верещагина, Сурикова, Васнецова, а его глубокие, философские, проникновенные  образы русского христианского мира, подвижников земли Русской восходили к творчеству Нестерова.

Но побывать на выставке, вживую увидеть эти масштабные реалистические полотна,  насладиться честным разговором художника с самим собой и откликнуться на его призыв к бескомпромиссному, но искреннему диалогу со зрителем мне  до настоящего момента не удавалось.

Наша группа воспользовалась экскурсией по выставке, которую в очень трогательной форме, в виде  теплой, многогранной беседы,  с огромной любовью и глубоким духовным  пониманием творчества своего супруга, провела вдова художника Анастасия Рыженко.

Картин было немного. Всего три зала.  Но я как зритель, идя по этим небольшим залам, ощущал себя внезапно осиротевшим и бредущим по лабиринтам сокровенных мыслей и чувств мастера, переживая вместе с ним огромную историческую драму Российской Империи, русского офицерства, русской армии,  духовенства, императорской династии и членов императорской семьи.  

Ведь, к сожалению, многим из нас пришлось испытать подобные исторические беды уже в лихие 90-е годы:

У карты бывшего Союза
С обвальным грохотом в груди
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.
Я глажу горы, глажу реки,
Касаюсь пальцами морей,
Как будто закрываю веки
Несчастной Родины моей…

Прекрасно подобранная тематика картин, выстраивается для зрителя в величественную панораму истории нашего Отечества, истории народного духа с  его великими победами и трагедиями, несгибаемым подвигом и предательством,  доблестью и трусостью, с глубокой патриотической философией русского самосознания,  с неизбежным выбором в конце пути, пути на Голгофу, за которой обязательно следует воскрешение. И представленный в последнем зале триптих «Покаяние» — апофеоз всей экспозиции. На нем хочется остановиться подробнее. Каждая картина в триптихе имеет свое название: «Удар колокола», «Веночек», «Муравейник». Это три этапа жизни человека. 

 

«Удар колокола»

Красноармеец влез на колокольню храма, чтобы водрузить красное знамя революции,  где его товарищи уже на смерть «жалят» из пулемета своих братьев,  усыпая пол отстрелянными гильзами. В прошлом — светлый отрок, теперь — жестокий демон в буденовке, он  уже не обращает внимания на внезапный луч солнца, пробившийся сквозь свинцовое небо, в последний раз силящийся остановить преступление, и безнадежно сверкнувший на золоте храмового купола и креста, которому, возможно в детстве этот человек благоговейно поклонялся.  Но вот он случайно задевает колокол. Сердце чувствует этот удар, душа на мгновение встрепенулась, как голубка. Но полного раскаяния нет, вместо слез покаяния на лице разводы от секущего, точно колючей плетью,  осеннего дождя. Нужен трудный путь, полный скорбей и испытаний.

 

«Веночек»

Весна. Нахохлившаяся верба. Прозрачный лес   пробуждается ото сна. Русская тройка, как символ Руси, готовая снова тронуться в путь возрождения и открыть свои неведомые силы. Тот же человек у могильного креста своей супруги. На кресте венок из первоцвета. Желтые, похожие на маленькие солнышки соцветия мать-и-мачехи всегда первыми появляются на пепелище.

Писатель  Владимир Солоухин в своем романе «Мать-и-мачеха» так говорил от имени это цветка: «Я мал, но вечен. У каждого, кто смотрит на меня, пробуждается великое чувство любви к родной земле, к солнцу, к жизни. Я цвел на поле Куликовом и на обожженной курской земле, где лязгала и гремела сталь и огонь обжигал все живое. Я буду цвести и много лет спустя, и неизвестно еще, сколько сердец загорится жертвенной любовью, увидев меня на сыром глинистом косогоре.  Это  я…  золотая травка, вобравшая в себя соки родной земли. Маленький горьковатый символ ее… Мать-и-мачеха».

У бывшего красноармейца совершенно  другое лицо. Пройдя страшный путь предательства, отступничества, лишений, человек, зажав в раненой руке, которой он когда–то рубил, стрелял и казнил, покаянную свечу,  безмолвно молится. Впереди трудный путь преображения, очищения от греха. Впереди Вербное воскресенье, тяжелая чаша крестных страданий Страстной седмицы, а затем Пасха и светлое исцеление, воскрешение для вечной жизни. Выбор между грехом и правдой уже сделан.

 

«Муравейник»

Вместо нашего красноармейца убеленный сединами старец. Лик его светел, взгляд проницателен и мудр. Земной путь заканчивается.  Старец присел на пенёк, туесок лесных ягод — плодов покаяния полон, он  смотрит толи на муравейник — образ нашего суетного мира, толи на лесную райскую  птичку, сидящую над муравейником. Перед глазами проносится его тяжелая жизнь, полная разочарований, искушений и страданий, но теперь эта жизнь наполнена верой в безграничную милость Божию. Примирение с совестью состоялось. Но как же зыбко состояние нашего мира без Бога!  В любой момент птичка может юркнуть и улететь, если люди не отвернуться от беззакония и зла…

Выставка картин Павла Рыженко стала не просто глотком родниковой воды, как я успел прочитать в книге отзывов. Призыв художника  к возрождению нравственности и христианских ценностей, осознанию современным обществом уникального пути России, русского характера и его ментальности  был, скорее всего, сравним с окроплением мертвой и живой водой одновременно. Точно как в русской народной сказке, чтобы срослись истерзанные члены могучего богатыря, нужна была мертвая вода, а затем для того, чтобы витязь окончательно восстал  от сна и смертельного плена, очнулся, ожил телом и душой, – его  кропили водой живой. И в этом глубокая философия нравственного пути и выбора каждого человека, трудность первого шага на пути к покаянию.

Такова была Россия, которую мы увидели на полотнах Павла Рыженко. На выходе с экспозиции, всего в нескольких шагах от двери, нашу группу удивительным контрастом встретила «современная Россия». Несколько изрядно выпивших мужчин, еле держась на ногах, обмотав спины российским государственным флагом,  встречали посетителей выставки протяжным: «С праааздником!».  То был день Российской Конституции.

Максим Шанурин

 

 

В связи с возросшей посещаемостью,  выставку было решено продлить до 18 января. Всем желающим посетить экспозицию:

 Адрес  выставки: Выставочный  зал Российского военно-исторического общества  (РВИО), Москва, Лаврушинский пер., 17 стр. 1

Время работы выставки: вт-вс 11-20; пн — выходной.

 

Цена билета: 100 р. — полный, 50 р. – льготный и детский.  Многодетным  семьям вход бесплатный.

Экскурсии проводятся каждую пятницу, субботу и воскресенье. Экскурсии проводит Анастасия Рыженко

 

Телефоны для справок: 8-495-227-98-89; 8-926-205-03-30