Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Военнослужащие в Зосимовой пустыни

Поездка в Зосимову пустынь

Известный русский адмирал и военный педагог С.О.Макаров в 1897 году написал: «Очевидно, в народе есть какая-то сила, сохраняющая древние сказания о битвах и богатырях, и никто не будет отрицать, что сказания эти не влияют так или иначе на нравственную сторону человека. Желательно, чтобы те из сказаний, которые поднимают дух военной доблести, не выродились». Вчитываясь в эти слова, задаёшься вопросом: а что можно использовать в сфере воспитания современного воина из огромного многовекового опыта накопленного православной церковью? И на помощь приходят святые земли русской, которые своими земными и духовными подвигами являют нам пример для подражания. Именно они прославляли Церковь, укрепляя духовные основы военной мощи государства, поднимая моральный дух её защитников.

Когда я первый раз предложил командованию в/ч 62845 организовать поездку военнослужащих по святым местам, то, честно говоря, не надеялся на положительный ответ. Ведь часть несёт постоянное боевое дежурство по охране воздушных рубежей нашей родины, а если учитывать сложную внешнеполитическую обстановку, то отказ был бы оправдан. Но, по милости Божией, командование восприняло предложение с радостью и выразило готовность помочь в осуществлении предложения. Так состоялась наша первая поездка в обитель преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского чудотворца.А в этот раз было решено посетить Свято-Смоленскую Зосимову мужскую пустынь, вблизи г. Александрова.

Готовясь к поездке часть военнослужащих изъявила желание исповедаться и причаститься в монастыре, поэтому было решено выехать из расположения части в 6-ть часов утра. Это был хоть и маленький, но всё-таки подвиг, совершённый ребятами во имя Господа, ведь они пожертвовали своим сном, таким сладким в утренние часы. Получив благословение от наместника монастыря игумена Серафима и настоятеля Богородицерождественского храма д. Льялово протоиерея Георгия, мы выехали в обитель преподобного Зосимы. Несмотря на то, что по дороге мы немножко заблудились, к службе мы всё-таки успели.

Проехав без препятствий через КПП, ведь монастырь находится на территории воинской части, мы попали в радушное объятие иеродиакона о. Мелхиседека, благочинного и эконома Зосимовой пустыни, который кратко изложил план нашего пребывания. Я, в свою очередь, напомнил ребятам о полноте исповеди, о благодати причастия и о поведении в храме. После этого мы вошли под своды храма в честь Смоленской иконы Божией Матери. На наших лицах отразилось одновременно и восхищение и удивление. Восхищение от благолепия убранства, а удивление от того, что хор состоял полностью из солдат, таких же ребят срочной службы.

Написав записки и взяв свечи в иконной лавке, мы пошли на исповедь к о. Серафиму. Не могу сказать точно, что повлияло на ребят, но некоторые из тех, кто не собирался причащаться, тоже захотели исповедаться. Один из солдат нового призыва подошёл ко мне, в его глазах стояли слёзы: «Я никогда не исповедовался, хоть и крещён, я очень хочу сделать это сейчас, мне правда очень нужно, но я не знаю как. «Учитывая, что исповедь подходила к концу и времени на объяснение не оставалось, я посоветовал ему эти слова сказать священнику, а он уже сам наводящими вопросами поможет. Наблюдая потом со стороны за новобранцем, я почувствовал, как тяжело дался ему этот шаг, но тепло и любовь, исходящие от о. Серафима, сняли напряжение, и после довольно долгого общения ко мне подошёл совершенно другой человек. Глядя на него, я понял истинное значение выражения «светится изнутри».

Пока шла исповедь, о. Мелхиседек что-то тихо объяснял остальным ребятам. Глядя на него, я невольно сравнил его с большой заботливой наседкой, которая квохчет над выводком, ощущение усиливалось, когда он поднимал руки, и широкие рукава рясы как крылья, прятали ребят.

После окончания службы нас пригласили на трапезу. Это была действительно ТРАПЕЗА. Стол буквально ломился от обилия продуктов, практически всё на нём было  от собственного подсобного хозяйства, а оно немаленькое. Со слов эконома, обитель в день имеет до ста литров молока, из которого они изготавливают сметану, творог и даже сыр, а во время длительных постов молоко идёт на продажу. Почти сто тридцать кур обеспечивают яйцами не только обитель, но и дают возможность заработать средства на нужды монастыря. Военнослужащие вдоволь напились молока, наелись настоящей сметаны со свежим монастырским хлебом. Вдобавок ко всему им в дорогу нагрузили пакеты с молоком, мёдом, ароматным монастырским хлебом — вдруг проголодаются.

После трапезы мы направились в просфорню, где ребятам показали и рассказали, как происходит процесс выпекания. Особый интерес вызвали печати для просфор и артоса. Затем о. Мелхиседек провёл нас по территории монастыря, рассказал, как он строился, что сохранилось, что требует восстановления, каким разрушениям подвергся монастырь, что утеряно безвозвратно. Удручающим зрелищем предстала перед нами когда-то величественная колокольня, ныне покрытая следами социалистического прошлого в виде надписи «Пролетарии всех стран соединяйтесь».

Познакомившись с территорией и историей монастыря, мы вернулись в храм. Почти час о. Мелхиседек рассказывал о жизни и подвигах подвижников благочестия преподобных Зосимы, Германа и Алексия. Рассказал о чудотворных иконах Спасителя и Богородицы, причём история с обновлением иконы Спасителя вызвала неподдельный интерес — образ досконально рассмотрели со всех сторон. По благословению игумена Серафима, для нас открыли мощи преподобных, и мы имели счастливую возможность приложиться к святым мощам угодников Божиих. Благоухание от мощей преподобного Зосимы не оставило никого равнодушным, все мы немного задерживались у его раки, чтобы насладиться медовым, словно райским, запахом. Многие застывали у раки и видно было, что они о чём-то просят. Также мы все приложились к мощам преподобных Германа и Алексия. Уже на выходе из храма несколько ребят попросили разрешить им ещё раз приложиться к мощам преподобного Зосимы.

Совершив короткое знакомство с обитателями скотного двора, мы поблагодарили о. Мелхиседека за очень интересное и полезное общение, пожелали процветания обители, здравия всей братии и отправились в обратный путь. Впечатлений хватило на всю обратную дорогу. Восхитительным было всё: и место, где расположен монастырь, и его насельники, с такими разными судьбами, порой трагическими, но нашедшими в себе мужество оставить мир и вверить свою жизнь Божиему промыслу. Вопросы сыпались, как из рога изобилия, но на один я не смог ответить: «Зачем нужно было разрушать то, что создавалось веками на пожертвования предков тех, кто разрушал? Зачем уничтожали монахов, священников, просто верующих?» Как в двух словах трудно объяснить, почему иудеи, видевшие чудеса исцеления, воскрешения, совершаемые Иисусом Христом во время земной жизни, предали Его на распятие, так же трудно объяснить, почему потомки благочестивых христиан Святой Руси вновь, с особой жестокостью, предали на распятие своего Спасителя, в лице новомучеников. Я пообещал, что на одной из наших бесед мы вместе постараемся ответить на этот вопрос.

Всё-таки хорошо, что сейчас есть шанс для проповеди среди военнослужащих в тот момент их жизни, когда ещё можно сориентировать её в духовном плане, предупредить негативные последствия нарушения Божественных заповедей, вырвать их из привычного окружения сверстников, улицы, СМИ, из среды, как проказой, поражённой псевдо-духовными ценностями. От всех нас зависит то, какими они уйдут после общения с нами, какую духовную пищу они получат, захотят ли они и дальше питаться «хлебом насущным» или выберут погибель и муку вечную.

Преподобные отцы Зосимо, Германе и Алексие, молите Бога о нас!

 

Чтец Евгений Ковалёв