Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

О значении крещения Господня

Дорогие братия и сестры! После возвращения из Египта вочеловечившийся ради нашего спасения Сын Божий Иисус Христос до тридцати лет жил в Назарете в полном послушании у родителей, смиренно скрывая славу Своего божества. Когда пришло время исполнить волю Отца Небесного, показать и открыть людям путь в Царствие Божие, взять на Себя грехи всего мира и освободить мир от власти диавола, Господь приходит на реку Иордан, чтобы креститься от того, который проповедовал крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3).

Подойдя к берегу Иордана, Иисус Христос с великим смирением, как простой израильтянин, просил крестить Его. Иоанн Креститель был в благоговейном ужасе: Владыка неба и земли приходит, и покорно склоняет главу, и просит крестить Его. «Мне надобно креститься от Тебя Духом Святым, — говорит Иоанн, — и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14) — «Оставь теперь, — смиренно отвечал Спаситель, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,15).

Обычно Иоанн каждого приходящего к нему креститься погружал в воду до шеи и держал в таком положении, пока тот не исповедовал все свои грехи. Но так как Христос был безгрешен, то не имел нужды долго оставаться в воде. Поэтому в Евангелии говорится, что Он после крещения тотчас вышел из воды (Мф. 3, 16). Когда Спаситель вышел из воды и начал молиться, то по Его все-действующей молитве открылось еще более чудное, от сотворения мира небывалое видение: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3,16-17). Дух Божий, снисшедши на Иисуса Христа, пребывал на Нем.

Дорогие братия и сестры! Надо заметить, что сущность нынешнего величайшего праздника заключается не только в крещении Христа, но и в Богоявлении. При крещении Иисус Христос явился Богом во плоти и вместе с тем явил нам сокровеннейшую тайну Божественной Троицы.

Но и помимо этого, крещение Спасителя необычайно важно и многому учит нас. Во-первых, смирению и всецелой преданности воле Божией и Его закону. Мы горды, надменны, а Единородный Сын Божий, живущий во свете неприступном, Творец неба и земли, безгрешный и Всесвятой Бог до такой степени смирил Себя, что принял крещение от Своего создания, раба. Для чего? Чтобы исполнить всякую правду ради нас и ради нашего спасения. О Господи, вдохни Ты и в наши сердца это спасительное смирение, эту любовь, преданность и послушание правде Божией, ибо благ мне закон уст Твоих, Господи, паче тысящ злата и сребра (Пс. 118, 72).

Иисус Христос крестился для того, чтобы смыть водой принятые Им на Себя грехи и скверны всего рода человеческого. «Всех крещается Благодетель, в водах погружая наше множество безмерных прегрешений». Спаситель крестился, чтобы взыскать погребенный страстями образ Божий в человеке, чтобы обновить и оживотворить поврежденную природу нашу. А для того чтобы открыть возможность каждому из людей усвоить эти благодатные плоды Своего крещения, Иисус Христос прикосновением Святейшего божества Своего к водам иорданским освятил все естество водное: «моря, источники, реки, удолия и лужные места», и через это освящение ныне преподает нам в воде благодать крещения, «Христос явися во Иордане освятити воды».

По благодати Крещения Христа Спасителя теперь действительнейшим образом, на пользу душ и телес наших, происходит освящение воды, как великое, которое совершается сегодня, так и малое, совершаемое во всякое другое время по нужде верующих. По силе крещения Господа и в христианском таинстве крещения верующим сообщается особая благодать Святого Духа, очищающая их от всякого греха и возрождающая в жизнь духовную, святую. Отсюда следует, что тот, кто не принял святого крещения, остается вне Церкви, для такого закрыт путь к небу, он далек от Христа и вечного спасения.

В таинстве крещения мы дали обет проводить богоугодную жизнь и следовать за Христом. «Все вы, — говорит святой апостол Павел, — во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Это значит, что мы умерли для прежней греховной жизни и родились в новую жизнь со Христом. Празднуя ныне великий праздник Крещения Господня, вспомним, дорогие братия и сестры, о своих обетах отречения от сатаны и облечения во Христа. Выполняем ли мы эти обеты? Не забыли ли мы о них? Не пренебрегаем ли мы ими? В святом крещении мы, сочетавшись Христу, сделались свободными и чистыми от греха, невинными перед Богом. Но если мы спросим себя, сохранили ли мы благодать крещения, то совесть наша обличит нас в том, что мы не только не сохранили ее, но и еще запятнали свою душу многими грехами. Но не будем сегодня горько сетовать и предаваться скорби. Ныне небо открыто. Ныне над молящимися в храме веет Дух Святой. Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком (Тит. 2,11). Ныне в душах и сердцах наших слышится голос благоволения к нам, грешным, Отца Небесного. Обратимся с искренней молитвой, возлюбленные братия и сестры, к Спасителю нашему, чтобы Он помог нам сохранить благодать крещения и сподобил войти в Свое вечное Царство. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир) Свято-Троицкая Сергиева Лавра.