Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Спас нерукотворный

spas2011

29 августа по новому стилю празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. Этот праздник называют ещё третьим Спасом или «Спасом на холсте».

Издревле православные христиане благоговейно чтят святые иконы, воздавая тем должное почитание первообразу — Спасителю, Пресвятой Богородице, угодникам Божиим.

Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса.

До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим.

В книгах Нового Завета нет описаний внешнего облика Иисуса Христа, как нет упоминаний и о том, как выглядели Пресвятая Богородица и святые апостолы.

Поэтому основой для многообразной иконографии Спасителя послужили священные предания. Первое, что поражало в лике Спасителя,- это Его глаза: живые и блестящие, они пронизывали каждого, кто приближался к образу.

Появление первых икон с образом Спаса Нерукотворного священное предание связывает с земной жизнью Иисуса Христа. В одном из преданий повествуется следующее: в то время, когда Иисус проповедовал в Иудее, в небольшом сирийском государстве Озроэна, располагавшемся в западной части Месопотамии, правил царь Авгарь.

Прозывался он Черным, потому что страдал от «черной проказы» — самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни.

Узнав от своих подданных, которые по торговым делам часто бывали в Палестине, об Иисусе Христе, исцеляющим страждущих, царь Авгарь тоже пожелал увидеть Его, но болезнь не позволяла ему отправиться в путешествие. И тогда послал он своего живописца Ананию к Спасителю мира. Добрался Анания до Иудеи, но трудно было ему подойти к Иисусу Христу от множества народа, всегда следовавшего за Ним.

Тогда он взошел на возвышенное место и оттуда, пристально всматриваясь в Спасителя, стал рисовать Его образ, но у него ничего не получалось: никак ему не удавалось изобразить лик Иисуса Христа, потому что выражение Его беспрестанно менялось непостижимой Божественной силой.

Увидев старания художника, Спаситель подозвал к Себе Ананию, и не успел еще тот ничего сказать, как Спаситель назвал его по имени и указал причину его прибытия. Анания передал Ему просьбу царя Авгаря, но Иисус Христос ответил, что должен остаться в Иерусалиме, затем омыл лицо водой и вытерся убрусом (четырехугольным платом), на котором вода тотчас превратилась в краски и запечатлелся образ Спасителя. Иисус Христос отдал художнику Свой Нерукотворный образ.

Анания возвратился в Эдессу, и царь Авгарь, с величайшей радостью приняв Нерукотворный образ Спасителя, развернул убрус, и тотчас ослепительные лучи, исходившие от лика Спасителя, озарили весь дом.

Мучения его прекратились, язвы закрылись, кора начала спадать с ран, и ему сделалось легко и радостно. Однако следы болезни оставались на лице царя до тех пор, пока по Вознесении Господнем не пришел к нему апостол Фаддей (ок.38г.): он даровал Авгарю полное исцеление и крестил его положив тем самым начало церкви Эдесской.

Потом он повелел прикрепить святой убрус с Нерукотворным образом к доске из негниющего дерева и поставил эту святыню в нише над городскими воротами.

Но один из праправнуков Авгаря, впав в идолопоклонство, захотел снять с ворот священное изображение Спасителя, а на его место поставить идола. Однако от Бога было откровение епископу Эдессы, который ночью пошел к воротам, поставил перед образом Спасителя зажженную лампаду, а потом заложил святыню глиняной доской и кирпичами.

Не увидев изображения лика Иисуса Христа, царь-идолопоклонник вскоре забыл о нем. Жители Эдессы тоже вскоре отпали от благочестивой веры и забыли о месте, где находился Нерукотворный образ В 545г. персидский царь Хозрой со своим войском осадил Эдессу.

В это время епископу Евлавию было видение: в сиянии небесной славы явилась ему Жена, которая указывала на место, где находился чудотворный образ, и повелевала открыть святыню. Епископ последовал Божественному указанию, тотчас разломали кирпичную стену и за каменной плитой нашли образ Спаса Нерукотворного, перед которым горела лампада, зажженная 400 лет назад, причем лампада была полна елея.

А на каменной плите, которая закрывала образ, чудесным образом начерталось второе изображение Божественного лика. Епископ и народ, подняв святую икону, совершили крестный ход вокруг городских стен, а потом подняли святыню на стену и, держа ее по направлению к неприятельскому лагерю, совершили литию. К всеобщему изумлению и радости народа, персы вскоре прекратили осаду Эдессы. В Х в. Византийские императоры Константин и Роман предложили правителям Эдессы богатый выкуп за чудотворный образ Спасителя. Со времени перенесения образа Спаса Нерукотворного в Константинополь он становится по-настоящему известным, но впоследствии святыня пропала из Царьграда. Предания говорят, что в 1204 г., во время разгрома Константинополя крестоносцами, венецианцы забрали с собой образ Спаса Нерукотворного. Но корабль, на котором святыню переправляли в Венецию, погиб во время морской бури.

Церковные историки свидетельствуют, какое впечатление производил этот самый известный образ Спаса Нерукотворного. Иоанн Дамаскин писал в VIII в.: «Видно, что этот образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство никак не может подражать.

Ибо многие художники признавались в этом, и особенно один из них, по имени Лука, имевший случай рассмотреть этот образ как нельзя лучше. Он нередко утверждал, что нет никакой возможности нашими красками передать цвета Святого Образа, хоть сколько-нибудь сходно с оригиналом, и потому, сколько ни упрашивали его снять копию с оного, он ни за что не соглашался». Иконы Спаса Нерукотворного свидетельствуют о вочеловечении Бога и указывают на возможность «обожения» человека, избравшего путь праведника. Содержание иконы может быть выражено словами Святых Отцов: « Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом».

Материал подготовил Александр Журавлёв