Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

О Петровском посте

PetrPavel

У этого летнего поста несколько названий: пост Пятидесятницы — потому что он неразрывно связан с этим праздником; Петровский — потому что заканчивается в день памяти свв. Петра и Павла; Апостольский — потому что был установлен апостолами.

После того, как в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов, они пребывали в посте и молитве, готовясь ко всемирной проповеди Евангелия. Рассказать всем Миру о том, что произошло на Святой Земле и что заповедал Христос было трудной задачей. И ученики Христа собирались с силами перед тем, как отправиться в путь.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост… по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Так, пост просто необходим не только, чтобы измениться в лучшую сторону, но и чтобы сохранить в себе ту радость, те дары, которые мы получаем от Господа.

Святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста». Именно с борьбы с чревоугодием подвижники советовали начинать борьбу со страстями. Особое пристрастие к еде — это как основа, на которой утверждаются все остальные пороки (это заметили еще античные философы). «Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, — и ум свой утончить не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца», — писал прп. Иоанн Кассиан Римлянин.

Принцип поста объяснял Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной – то это искажение самой сути поста.

Главное в посте не пища, которую мы едим, потому что это не диета. Главное — стремиться всем своим существом обратиться к Богу, к горнему, и отойти от земного, дольнего, преходящего.

Неслучайно Петров пост завершается памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их жития – это важный урок, который преподает нам Церковь.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей».

Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий Его жизни с момента выхода на проповедь, первый исповедавший Иисуса Христом, Сыном Божиим. Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными.

Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший. Оба апостола, немало претерпев и потрудившись на благо растущей и крепнущей Церкви Христовой, приняли мученическую кончину в Риме в 67 году.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых христианину качества. Их жизненный подвиг для нас не только образец святости и неустанного апостольского служения, но и пример покаяния, пламенности и крепости веры.

Тропарь первоверховным Апостолам Петру и Павлу, глас 4.

Апостолов первопрестольницы, / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Материал подготовила Ольга Макарцева.