Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Рождественский пост

rp2010

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 (15 по сарому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря). Cчитая Рождество Христово второй Пасхой, церковный устав назначает пред ними и пост, по продолжительности равный предпасхальному, т. е. Великому, именно 40-дневный, называемый посему «четыредесятницей», но в отличие от Великого поста, «малой». А поскольку заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября ст. ст.), то этот пост называют также Филипповым.

По словам блж. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Рождественский пост, в отличие от Великого, не имеет своих особых служб, исключая двух последних воскресений его и дней предпразднства пред Рождеством Христовым. Поэтому службы дневным святым занимают главное положение на богослужении, а месяцеслов поста полон празднованием памяти многих великих святых. Среди них: память апостола и евангелиста Матфея, апостола Андрея Первозванного, свт. Николая чудотворца и свт. Спиридона, еп. Тримифунтского; вмчч. Екатерины и Анастасии Узорешительницы, прав. Иоанна Кронштадского и других.

На протяжении всего поста, чтобы усилить приготовление к празднику, на службах постепенно вводятся рождественские песнопения. Так, на утрени Введения во храм Пресвятой Богородицы звучат ирмосы канона Рождества Христова: Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися. (Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте! Христос на земле, — возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился). И остальные.

В дальнейшем течение поста поются и предпразничные стихиры. День за днем, все расширяясь в объеме, рождественские песнопения заполняют все большую часть служб, пока в конец поста не обращают все богослужения во всеобщий гимн празднику.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

Со 2 по 6 января (с 20 декабря до 24 декабря старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. Как заметил св. Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».

Нужно помнить, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, а порой наоборот, может быть и духовно вредным.

«Пользу поста, — учит св. Василий Великий, — не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк союз неправды. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Будем поститься постом угодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».

«Поэтому будем идти к этому празднику благоговейно, готовиться, чтобы и в нашем сердце пало средостение, чтобы и в нашей жизни закрылась пропасть, которая нас отделяет от Бога, от любви, от человека, от жизни. — пишет митрополит Антоний Сурожский. ­- И тогда радостно, благоговейно, трепетно встретим Младенца Христа, отдающего Себя в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти. Слава Ему за Его любовь, за Его отдачу, за Его бесконечное к нам терпение! Ответим же на Его любовь — любовью, на Его надежду, на Его веру в нас — ответим!»

Материал подготовила Ольга Макарцева