Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Можно ли сегодня жить по-христиански?

Наша жизнь протекает в том времени, которое назначил ей Господь. Это время – Божия данность, и мы не властны сменить его на другое. В нём должны мы пройти свой путь спасения. Как, имея целью жизнь будущего века, можно и должно нам использовать время века нынешнего? Об этом беседа с наместником Данилова Ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандритом Алексием (Поликарповым).

- Наверное, есть какие-то особенности именно нашего времени?

Сегодня нет такого явного засилья атеизма, которое было у нас совсем недавно. Человек может исповедовать свою веру открыто, может сказать, что он христианин. Но опять же, если у него достаточно мужества. И дело не в том, что его будут терроризировать, а в том, что эти свои слова он должен будет засвидетельствовать жизнью. Действительно жить по-христиански. А если каждый из нас задаст себе вопрос: Христианин ли я? Вот именно так, с большой буквы. Действительно ли я ученик Христов? То, конечно, многие должны будут сознаться, что хоть и читают Евангелие, но далеко отстоят от него. Владыка Антоний Сурожский в одной из своих бесед привел такой пример. Однажды, человек далёкий от христианства, от Церкви, попросил дать ему почитать Священное Писание. И когда он познакомился с Евангелием, то, может быть, резко, горячо, но так искренне сказал: «Да кто же вы такие после этого, если знаете эту истину и не живёте по ней?!»

- Приходилось слышать термин: «потребительское христианство». Так говорят, когда люди приходят в церковь только для того, чтобы поставить свечку, потому что им что-то от Бога нужно. Придут в какой-то нужде, а потом опять «свободны». Что Вы скажете о таком явлении?

Бывает… Но я не склонен клеймить это позором. По-разному люди приходят в Церковь и молятся о разном. Почему бы не быть и «потребительским» молитвам? Молятся о здоровье, о детях, о семье. Всякая молитва приемлется Господом. В духовной жизни плохо, когда мы стоим на месте. Когда возникает у нас пагубное привыкание, и наша вера и церковность становятся неким ритуалом. Пусть даже необходимым, без которого мы и жить не можем, но, тем не менее – холодным и чёрствым. Когда веры превращается в ханженство – порочное состояние души, при котором человек имеет только внешние, обрядовые формы православного. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2Тим.3, 5)

- Как же быть, чтобы избежать этого?

Надо чаще ставить себя перед Богом: Господь и я. Как я живу, по- Божьи или нет? И если есть разногласия между нашей жизнью и Евангельскими заповедями, то стараться эти разногласия иждивать. Для этого мы имеем такую помощь Божию, как Таинство исповеди, в котором мы открываем перед Ним свою душу, и Таинство Причащения, в котором мы соединяемся со Христом. В церковных таинствах Господь даёт нам силы и мужество противостоять греху, укрепляет нашу веру.

- В обществе в последнее время активно развивается эгоизм. И к нему уже не относятся как к чему-то негативному. Напротив, и телевидение, и светская печать, и, особенно, реклама проповедуют любовь к себе как самую удобную и перспективную жизненную позицию. Иногда «инцифицированными» такими настроениями оказываются и церковные люди. Что можно им сказать?

Эгоизм как жизненная позиция не может быть перспективным. Разве что ненадолго. Когда заботы о личной выгоде, о своих удобствах делаются ведущими в нашей жизни, то из неё неизбежно уходит любовь к близким и ко всем окружающим. А затем уходит и Христос. Какие же тут перспективы? «Без Бога ни до порога», — говорят в народе. А придёт ли на помощь к нам Господь в каких-то наших делах, если мы во всём руководствуемся не любовью, которую должны проявлять к ближнему, а лишь своими эгоистическими соображениями?

Где люди заняты собой, думают только о себе, любуются только собой, непременно рождаются равнодушие и чёрствость. Общество, можно сказать, «черствеет». Узаконивается принцип: моя хата с краю. А Христос говорит нам, что мы не можем быть равнодушными к ближнему, и хата наша не может быть с краю.

Препободный авва Дорофей в своих поучениях приводит замечательную схему, в которой показаны отношения людей к Богу и друг к другу. Круг, в его центре – Бог, люди по радиусам идут к Богу и становятся ближе друг к другу. То есть, чем ближе к Богу – тем ближе между собой, чем ближе между собой – тем ближе к Богу.

- Активная гражданская позиция. Уместна ли она для православного человека?

Активно реагировать на антихристианские, антиобщественные явления нужно. Говорят, что молчанием предаётся Бог. Но реакция должны быть уместной. Если ты считаешь должным что-то сказать, и при этом знаешь, что тебя услышат, то сказать нужно. Но в Священном Писании есть такие слова: Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя (Притч. 9,8). Не лишнее иметь их в уме. Иногда ты знаешь заведомо, что будет только всплеск твоих эмоций и не более того, и реакция на твои действия будет отрицательной, тогда лучше удержаться. Словом, действовать необходимо ещё и по разуму. Но если в своём бездействии и молчании человек руководствуется страхом, эгоизмом или ленью, то, конечно, он не будет прав.

- Приходилось слышать от молодых людей, что христианство сейчас не жизненно, потому что христианство – это когда ничего нельзя. Что Вы ответите на такое высказывание?

Почему это христианство – когда ничего нельзя? Такой великий последователь Христа, как апостол Павел, сказал: Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор.6, 12). Если речь идёт о жизненных удовольствиях, то всё можно, но в меру. А если меры нет, то это уже страсть.

Конечно, в молодости всё интересно, всё хочется попробовать, везде успеть. Но если хочешь чего-то добиться, необходимо себя ограничивать. Вот если у реки широкий путь, то она – мелкая. Течёт, течёт, да и теряется в заводях. А если путь узкий, сжат берегами, то река глубже. Она с трудом, но пробьёт себе русло и притечёт куда-нибудь.

Каждый человек руководствуется в жизни своими ценностями. Если центр моих ценностей – Бог, то и всё в мире я проверяю, Божие ли оно, Христово ли? И если да – то это моё и можно. А сели нет – не моё.

- В чём вы видите основную проблему современной семьи?

Именно в недостатке терпения. В том, что нет привычки уступить, промолчать. Поучать и обличать своих домашних можно и нужно, но с любовью к ним, со снисхождением к их слабостям. И здесь не так важно правильное слово, как удачно выбранное для него время.

Христианин или христианка, прежде всего, должны обратить своё внимание на себя. Бороться со своими недостатками, изживать свои страсти, чаще бывать на исповеди. Призывать на помощь Бога. И стараться, с Божией помощью, сохранить семью. Но это – труд. И серьёзный труд.

- Насколько дети должны слушаться родителей, и до какого возраста?

Дети должны слушаться своих родителей всегда. А насколько?.. Младенца, конечно, не спрашивают. Но постепенно дитя растёт, и вместе с тем растёт его послушание. Послушание должно быть основано на любви. И потому оно зависит как от детей, так и от родителей. Если взрослые дети уважают себя, уважают своих родителей, то они слушают их всегда. И слово родителей для них бывает значимо, серьёзно и важно. В любом возрасте.

Бывает, к примеру, совсем старенький папа, уже может быть, несколько не в себе, скажет сыночку: «Ты уж там помедленнее». А любящий сын прислушается: «Почему это – помедленнее? Может ему так возвестилось? Может помедленнее и лучше?» И станет помедленнее свое дело какое-то делать. А там, глядишь – оно и хорошо вышло.

- Как защитить ребёнка от негативной информации, которую он может получить в школе от других детей или даже от педагога?

Хорошо, когда ребёнок дружит со своими родителями. Придёт из школы и всё им расскажет. Тогда они смогут предостеречь его.

Отправляя ребёнка в школу, мама должна обязательно молиться. Чтобы Господь хранил её дитя. Послал Ангела мирна, который охранял бы его. Мама должна благословить ребёнка, чтобы его головка была вместилищем добрых знаний, чтобы он был благонравным. И не просто говорить: нельзя этого или того делать. Он уже, наверное, знает эту памятку наизусть. А вот так помолиться…. Вместе с ним, может быть. От сердца прочитать краткую молитву, чтобы Господь услышал и маму и ребёнка. Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. (Мф.18,19)

- Как относиться к так называемому гражданскому, то есть не зарегистрированному браку?

Негативно. Мы знаем, что юноша и девушка не должны иметь физической близости до церковного брака. А венчать мы можем только после гражданской регистрации. Так что – сначала регистрироваться, потом венчаться, и это будет семья.

С архимандритом Алексеем беседовал протоиерей Сергий Николаев.

Материал подготовила Елизавета Павленко.