Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

О воспитании детей

Я говорю о воспитании детей, потому что именно здесь мир наносит в первую очередь удары по православным христианам и воспитывает их по своему образцу; как только у ребенка сформировалось неправильное отношение, задача его христианского воспитания становится вдвойне трудной.

Но не только дети – все мы стоим перед лицом мира, который пытается влиять на нас посредством школы, телевидения, кино… Мы должны понимать, что то, что вдалбливается в нас, исходит от одного источника, оно имеет определенное идейное содержание: это идея самопоклонения, расслабления, наплевательства, наслаждения, отказа от малейшей мысли о другом мире, которая навязывается нам в различных формах. Фактически это обучение безбожию. И мы должны активно защищаться.

Всякого, кто взглянет на нашу жизнь в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни – все стало с ног на голову. С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: удовлетворяются все его прихоти. Но его не учат и не воспитывают в соответствии с принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых.

Нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу. Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо А подтекст другой: забудь о Боге и другой жизни, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира сего? Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что все то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально. Даже если он и приобретает полезные знания или умения, его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства философии, науки и, конечно, жизни и религии должна в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование. Родители должны следить, чему учат их детей и исправлять это дома, четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании. Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами и всему этому давать христианскую оценку. В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.

Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться.

Мы должны быть достаточно рассудительными: многое из того, что на первый взгляд не имеет отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, не подвергается искушениям современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений. Ребенок, приученный к хорошей литературе, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, не станет бездумным приверженцем дешевых романов, которые опустошают душу. Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы.

Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь – лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, повторяется.

Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего – все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие.

иеромонах СЕРАФИМ (РОУЗ)