Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

О крещенской воде

Праздник Богоявления, или Крещения Господня, — один из самых чтимых в православной Церкви. В этот день каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Днесь вод освящается естество»

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особенным торжественным чином Великого освящения воды, которое получило свое начало еще в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них.

Освящение воды в этот день возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Оно совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи.

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви Великой Агиасмой – великой Святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она

восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды , приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Крещенская вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома, верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи.

Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

В сам праздник Богоявления крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при внезапной болезни).

Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и те помещения, где живут наши домашние животные или скот. Можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Чудеса, исцеления от вкушения крещенской воды происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божии и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Чтобы святая вода принесла пользу — будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний.

Материал подготовила Макарцева Ольга