Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

О воспитании детей

Проповедь протоиерея Дмитрия Смирнова на праздник Рождества Пресвятой Богородицы: » Господь из всего Израиля и изо всего мира избрал только одну Деву, призрел на Неё, и дал ей Дар Духа Святого, и воплотился из Неё, и Она стала Царицей неба и земли, потому что был чистейшей, кротчайшей, умнейшей, трудолюбивейшей, послушнейшей из всех. Пресвятая Богородица было самым смиренным человеком за всю историю человечества, а Бог только смиренным даёт благодать. Почему у Иоакима и Анны родилась такая дочь? Вот у нас с вами таких дочерей нет, дети наши — это «чума двадцатого века». Родители не в состоянии их ни управить, ни удержать от зла. Все только жалуются, рыдают, мучаются и не знают, что сними делать. Самый страшный крест человек несёт, терпя от детей, а Иоаким и Анна радовались, глядя на своё дитя. Как нам этого достичь? С чего начинать?

Начинать нужно загодя. Естественно, что дети рождаются в браке (сейчас, правда, случается и по-другому, но ясно, что добра в этом не бывает). Человек, который избирает путь семейной жизни, ещё до того, как он вступит в брак, до того, как познакомится со своей суженой (или суженым), должен долго-долго просить, вымаливать у Бога, чтобы Господь послал ему супругу кроткую, мирную, трудолюбивую, благочестивую, верующую, любящую Бога, смиренную…Нужно выбирать по христианским добродетелям. В человеке, даже в молодом, всегда видны его наклонности: есть ли у него стремление к добру, есть ли любовь к молитве, к храму Божию, есть ли желание творить волю Божию, послушен ли он родителям, какие у него отношения с близкими, имеет ли он друзей и каковы они.

Брак — это не борьба за то, кто окажется первым, будет другим распоряжаться и командовать, как это обычно происходит, а наоборот, брак — это соревнование, кто кому больше послужит и кто принесёт другому больше жертв.

Но ещё и до зачатия супруги должны молиться — не о том, чтобы Господь им послал мальчика или девочку, а просить, чтобы будущий ребёнок стал человеком добрым, чтобы он Бога любил, чтобы Господь дал им новое чадо Церкви, которое они возрастят для Господа. И когда Господь подаст им чадо, когда понесёт во чреве молодая мать, в это время она ещё более должна храниться от всего злого, что есть в мире. Уже в древности люди знали, что если мать хочет родить красивого ребёнка, то она должна видеть вокруг себя только красивые вещи. И так же с душой. Поэтому какое счастье, если ребёнок родился в семье, где нет ни споров, ни криков, где постоянно не гудит телевизор, из которого несётся Бог знает что.

…Человек должен думать о будущем своих детей, каждые день ломать голову, глядя ещё только на колыбель: что будет с моим младенцем, как мне его воспитать, чему учить, какие книжки ему читать? А мы в основном детей отпихиваем от себя, стараемся отдать другим: дедушке, бабушке, а если нет, то в детский сад, а кому-то вообще наплевать: я устал, мне некогда. Некоторые предпочитают лучше работать, чем с детьми заниматься. И поэтому получается вот такой больной плод. В этом никто не виноват, кроме нас самих.

…Многое мы упустили и из-за этого много страдаем и мучаемся, но надо усугублять свою молитву за детей и веровать, что мы молимся — не просто горох в стену кидаем, а Господь слышит нас. А почему медлит? Потому что мы должны своей молитвой восполнить всё то зло, которое причинили своим детям. Господь, чтобы спасти человека, посылает ему скорби, и эти скорби человека воспитывают. И всё , что мы своим детям недодали, все бессонные ночи и труды, — это нам гораздо позже вернётся, и мы, глядя на духовный распад своих детей, будем трудиться своей душой, будем страдать и восполнять то, что им недостаточно уделили.

…Самое главное в воспитании детей — не терпение, а именно долготерпение. Это постоянное терпение родителей над своими детьми рождает в них смирение. А раз есть смирение, значит, привлекается благодать Божия. Раз привлекается благодать Божия, значит, она спасает, потому что очищает человека от греха, возводит его на небесную высоту и он становится чадом Божиим и наследником Царствия Небесного.

…Господь сказал нам о любви к ближним — ну кто нам ближе, чем дети наши? Мы их любим,… и надо чтобы эта любовь расцветала, потому что только в семье, где есть любовь, можно воспитать христианина. Почему большинство детей выходят из повиновения? Потому что им не хватает любви и они ищут её на стороне. А если в семье атмосфера любви, то ребёнок не бежит из дома, он стремиться домой. Рыба ищет где глубже, человек — где лучше. Любовь должна быть, без неё ничего не достигнешь. А чтобы её приобрести, надо сначала делать дела любви, потом и она появится постепенно-постепенно.

… Мы живём в такой тяжёлой атмосфере, что должны детям уделать внимание учерверённое по сравнению с тем, какое могли уделять родители сто лет назад, когда окружение было христианским, и в школах учили закону Божию.

…А самый главный, основной наш труд — в молитве. Надо всё время думать, как нашим детям помочь, надо всё время Бога об этом просить и не терять терпение и веру. Только терпение может родить смирение, а Господь откликается на молитву смиренного сердца.

Нам надо хорошенько запомнить, написать и над кроватью повесить: без смирения спасение ни нам, ни нашим детям невозможно. Поэтому будем помнить об этом и, когда отчаяние к нашему сердцу подступает, будем вспоминать великий подвиг смирения и терпения Иоакима и Анны и просить Пресвятую Богородицу за нас и деток наших. Аминь.»

Проповедь протоиерея Дмитрия Смирнова на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Материал подготовила Елизавета Павленко.