Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Великий пост

Заповедь о посте имеет такую же древность, как и сам мир. Это первоначальная заповедь, данная Богом человеку. (Быт. 2, 17). Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.

Святой Великий пост – время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься святых Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Ин. 6, 53-56).

Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину (то есть десятую часть) из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих.

Зная это, святые апостолы установили и для нас десятую часть года, то есть время Великого поста (святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы и мы благословлены были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, сделанных в течение целого года.

Таким образом, Великий пост – святая Четыредесятница – есть Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу – на спасение своей души.

Недели Великого поста

В 2009 году Великий пост продолжается с 02 марта по 18 апреля (по н.ст.), Пасха – 19 апреля 2009 г.

Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и Богослужение – особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на великом повечерии читается канон святого Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В пятницу первой недели Великого поста на литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива», то есть отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император Юлиан Отступник в 362 году приказал в городе Антиохи тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но святой великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание христовой веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом (кутьей).

Великомученик Феодор Тирон
feod

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память святого Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье великого поста.

Святой Григорий Палама

hrampalama palama

Храм, где покоятся мощи свт. Григория Паламы,г. Салоники, Греция

В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после великого славословия святой крест для поклонения верующим. При поклонении кресту Церковь поет: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на литургии вместо Трисвятого. Церковь выставляет Крест в середине Четыредесятницы для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
krest

В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так назыаемое «Стояние святой Марии Египетской». Жизнь святой Марии Египетской, прежде великой грешницы, служит для всех примером истинного покаяния и убеждает всех в неизреченном милосердии Божием. На утрени в этот день читается житие Святой Марии Египетской и канон Святого Андрея Критского, тот самый, который читается в первые 4 дня Великого поста. В субботу на 5-ой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» читается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более помогает в борьбе с врагами невидимыми.

Преподобный Иоанн Лествичник
ioan

Лествица преподобного Иоанна Лествичника
lest
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Преподобная Мария Египетская

maria

В субботу на шестой неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется «Лазаревой субботой».

Шестое воскресенье Великого поста – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется «Вербным воскресеньем», Неделей Ваий или Цветоносной. На всенощной, после прочтения Евангелия, не поется «Воскресение Христово», а читается 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми они, при возжженных свечах стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

Страстная седмица

Страстной седмицей называется последняя неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. На утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи…», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Спасителя одним из двенадцати апостолов — Иудой Искариотом, его переговоры с первосвященниками. Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его, таким образом, к погребению.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.
В этот день воспоминается:

О тайной вечере.
Омовение Христом ног ученикам.
Молитва Христа в Гефсиманском саду.
Предательство Иуды.

В Великую пятницу воспоминается:

О суде, распятии и крестной смерти Спасителя и Его погребении.

На утрени читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых.

На вечерне, которая служится в 3-ем часу дня, в час смерти Иисуса Христа, из алтаря на середину храма выносится для поклонения Плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». Таким образом, совершается воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. Плащаница находится в храме в течение 3-х дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

lazar
В Великую субботу воспоминается о пребывании Христа во гробе. В Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме сходит благодатный огонь. В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — Плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

В православии с закатом cолнца до полуночи Пасхи не употребляется пища.

В 12-м часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы свщеннослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь, где она пребывает до праздника Вознесения Господня. После этого верующие ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на земле, это нескончаемая радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16,22).

Статью подготовила Ольга Игревская.