Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

О храме Божием и поведении в нём.

Храм – это центр нашей духовной жизни. В нём совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь, здесь же нас провожают в путь вечной жизни. В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в храме, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укреплённым духовно.

Влекомые благодатью Божией, верующие люди всегда стремились в храм. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей… Возрадовался я, когда сказали мне: пойдём в дом Господень! (Пс. 25;8.121;1).

Каждое посещение храма для христианина – это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идём в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим ко Христу. Именно ко Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведение и внутренним расположением.

Господь Иисус Христос посещал восстановленный после разрушения Иерусалимский храм и молился в нём. Он требовал от Евреев благоговейного отношения к храму, приводя слова пророка Исаии: дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов, и выгнал из храма тех, кто вёл себя в нём недостойно.

Поэтому, для того, чтобы храм оставался для каждого из нас домом молитвы и место Богообщения, вопрос о том, как же вести себя в храме достойно, по прежнему – один из самых важных. Достойное поведение в храме – это, прежде всего, благоговейное отношение к храму и церковной службе, потому что храм есть место исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным благодатным образом.

Прежде всего, как должен быть одет человек, приходящий в храм?

Одежда не должна быть яркой и вызывающей. Не надо думать, что придя в храм, мы “осчастливили” этим Бога. Наше поведение в храме, как и одежда должны быть скромными.

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, короткий юбках, в декольте, с косметикой на лице. Голова должна быть покрыта платком или шарфом.

Мужчины не должны приходить в майках и шортах (тренировочные брюки с вытянутыми коленками также неуместны) и перед входом должны снять головной убор. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа… Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов (1 Кор.11;7 ,10).

Надо осознать, что храм – это дом Бога Живаго, где Иисус Христос незримо присутствует в Духе и в Теле, поскольку в алтаре на Престоле всегда находится частица Святых Даров – Тела и Крови Христовой.

Знайте также, что своим внешним видом вы сможете оскорбить Бога и вызвать грех осуждения у других прихожан, а значит нарушить закон Любви – главный закон, ради исполнения которого мы и приходим в храм, чтобы Господь дал нам сил жить по Его заповеди: Да любите друг друга (!).

Приходить в храм нужно до начала службы и постараться приложиться к икона до её начала. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, такое “благочестие” будет неуважением к святыне, а , кроме того, помешает молитве других прихожан. Поэтому во время службы недопустимо ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Не мешая другим, постарайтесь встать так, чтобы было слышно пение или чтение и переходите с места на место только по необходимости.

Крестные знамения совершаются в начале и в конце молитвы, а также в особых местах Богослужения. Если у вас возникают сомнения, когда надо креститься, то помните: вы никогда не ошибётесь, если будите совершать крестное знамение и поклоны одновременно со священнослужителем (иереем или диаконом).

Если во время Богослужений не разбираешь слова песнопений, молитв, то надо, во-первых, регулярно ходить в церковь. Чем чаще будем бывать на службах, тем проще будет понимать то, что на них поётся и читается.

Во-вторых, — заранее ознакомиться с текстом Богослужения.

В-третьих, — когда во время Богослужения внимание рассеивается, надо читать про себя Иисусову молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного”. Казалось бы парадоксально, но именно через неё, благодаря ей Богослужение будет восприниматься более отчётливо, внятно, менее рассеянно.

Св.прав. Иоанн Кронштадтский писал: “… стойте и слушайте всё со вниманием, да с духом смиренным, — и святые мысли и чувства непременно придут к вам; не может быть, чтобы человека смиренного и внимательного, желающего соединиться с Богом, не посетил дух сокрушения и умиления”.

Если в храме много народа, когда даже стоять бывает тесно, лучше воздержаться от поклонов, а иногда и крестных знамений. Тогда надо мысленно поклониться Богу, чтобы не беспокоить других, склонив голову, молиться как мытарь: “Боже, милостив буди мне грешному”.

Нельзя передавать свечи, ходить по храму в следующих случаях: во время чтения Евангелия, во время пения Херувимской песни, во время Евхаристического канона, когда священнослужитель после пения “Символа веры” возглашает: “Благодарим Господа!” и хор от лица молящихся отвечает : “Достойно и праведно…”

Особо важный момент Литургии – момент пресуществления (преложения) хлеба в Тело Христово, вина — в Кровь Христову. Когда священник приподнимает Святую Чашу и возглашает : “Твоя от Твоих…”, в этот момент наступают самые святые и трепетные, самые ответственные минуты в жизни человека: наитием Духа Святого хлеб становится Телом Христовым, вино становится Кровью Христовой.

Эти моменты Богослужения должен знать каждый верующий человек.

Если у вас во время Богослужения возникают какие-либо вопросы, за их разрешением лучше после службы обратиться к священнику. Если вам сделали замечание, не стоит принимать в штыки любой совет или идти с кем-то на конфликт, а искренне поблагодарить человека за его слова.

Нельзя разговаривать во время Богослужения, а если вас о чём-то спросят – отвечайте кратко и сдержанно. И, конечно же, ни в коем случае нельзя делать замечания и “учить” взрослых людей.

Ну, а если кто-нибудь обидел вас грубым словом, постарайтесь отнестись к этому с пониманием и совершенно спокойно. Как говорили святые отцы: “Самая первая добродетель – никого не обижать”.

Если вы приходите в храм с детьми, следите, чтобы они вели себя скромно и не шумели, приучайте их к молитве. Своих детей необходимо держать в поле зрения, а лучше – возле себя. Если маленький ребёнок расплакался, выйдите с ним в притвор и там его успокойте.

Если чужие дети нарушают тишину или мешают Богослужению – можно сделать им замечание.

Фотографировать и снимать на видео можно в храме только с благословения священника.

Неуместно брать благословение у священника совершающего службу.

По-прежнему “больной вопрос” – пользование в храме мобильными телефонами. О каком благоговейном отношении к храме и к тому, что в нём находиться можно говорить, когда в самый ответственный момент Богослужения на головы молящихся обрушиваются трели какого-нибудь “полонеза Огинского”? Надо взять за правило: входя в церковную ограду, первым делом отключить телефон!

И, всё-таки, закончить наш разговор мы бы хотели ещё раз словами Святого праведного Иоанна Кронштадтского: “Храм – грань, соединяющая землю с небом, или земное небо. В нём истинная стихия душ наших; тут наша духовная пища, наше духовное питие ( в священных песнях, чтениях), сладость, красота нетленная, сила, свет, обновление, слава истинная, мудрость; тут тихое пристанище от бурь греховных, неизбежных в мире, чистилище или измовение от греховных скверн, сокровищница и богатство нетленное; тут источник жизни Божией и предначинание жизни небесной, праведной, святой; тут теснейшее единение с Богом и со всеми святыми. Неоцененное сокровище для христианина – храм”.

Материал подготовил Александр Журавлёв.