Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Как правильно хвалить ребёнка?

В данном вопросе произошло резкое размежевание, прямо-таки поляризация точек зрения. Либеральные родители хвалят детей даже тогда, когда гораздо логичнее и полезней было бы дать ремня. А родители, которые стараются воспитывать ребёнка в более традиционной манере впадают в другую крайность. Они боятся хвалить даже за дело, чтобы «не подпитывать гордыню».

Как же правильно хвалить детей? На этот вопрос отвечает известный православный педагог, психолог и писатель Татьяна Львовна Шишова.

«Многие взрослые люди нуждаются в похвале, которая, как лекарство, врачует их уныние, ободряет и придаёт сил, то что же говорить о детях? Они ведь от природы ещё так слабы, легко расстраиваются, пасуют перед трудностями. А главное, оценка взрослых является тем строительным материалом, из которого в представлении ребёнка постепенно складывается его собственный образ. Откуда ему знать, какой он на самом деле? Никаких особых свершений, объективных доказательств его состоятельности у него ещё нет. Он не успел толком проявить себя ни на каком поприще, способность к самоанализу пока не развита. Поэтому основные «кирпичики», из которых строится детский образ «я», это слова.

Дети эмоционально зависят от нас гораздо больше, чем мы от кого бы то ни было. Младенец ещё не понимает обращённых к нему слов, но прекрасно «ловит» настроение матери. Мать с ребёнком довольно долго, на протяжении всего дошкольного периода, связывает незримая психологическая пуповина. И если ребёнку кажется, что его не любят — а когда мать скупится на ласку и похвалу, подобные мысли посещают его непременно! — он получает тяжелейшую психическую травму, на которую может отреагировать различными болезнями, задержкой развития, возникновение патологических привычек. Поэтому дошкольников совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Именно такой стиль общения соответствует потребностям ребёнка на этом возрастном этапе.

Похвалой мы устанавливает для ребёнка ту или иную систему координат. Жизнь для малыша — это безбрежное море. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём малышу правильные ориентиры. К сожалению, многие родители применяют похвалу однобоко: в основном, хвалят детей за успехи в обучении. Учёба, конечно, дело важное. Но зададимся вопросом: какие качества мы выделяет как особо ценные, хваля детей за успехи в учёбе? Ум, сообразительность, стремление к знаниям. Но делая упор лишь на это, можно вырастить чёрствого, амбициозного эгоиста. В ребёнке разовьётся то, что святые отцы называли «гордыней ума» — самый, по их мнению, опасный и труднопреодолимый вид гордости. Ведь в список базовых качеств хорошего человека входит ещё и доброта, миролюбие, уживчивость в коллективе, чуткость, заботливость, верность и т.д. А как воспитать в мальчике специфические мужские качества или в девочке — женские, если основное, на что их нацеливают, это, в общем-то, бесполая роль ударника учёбы? Короче говоря, старайтесь хвалить ребёнка разнообразно, не ограничиваясь словами умница и молодец. Давайте понять, что у него много достоинств и много возможностей проявить себя с хорошей стороны. Хваля ребёнка, почаще называйте его хорошие качества, не ограничиваясь перечислением хороших поступков.

Те качества, которыми ребёнок обделён, воспитывать довольно трудно. Но возможно. Нужно особенно хвалить детей за те поступки, которые даются им с наибольшим трудом. А также стараться облегчить задачу. Застенчивого ребёнка не следует посылать самого знакомиться с чужими ребятами. Лучше подойти вместе с ним, затеять игру, а дома сказать папе так, чтобы мальчик слышал: «Представляешь, какой Ваня сегодня был общительный: не постеснялся заговорить с ребятами и даже поиграл с ними в песок!» Через какое-то время сын и без вас начнёт вступать в контакт с детьми.

Примерно также стоит справляться и с трусостью. Идя в поликлинику, заранее пообещайте ребёнку приз за стойкость. И если он хотя бы чуть поменьше будет вопить, сдавая кровь, выполните своё обещание. А главное, расскажите о его храбрости всем домашним. Я знаю очень много историй, как именно «лавры в кредит» помогали детям преодолеть панический страх перед уколами, сверлением зубов и т.д.

Но когда ребёнок не то, чтобы не может, а не хочет меняться, реагировать следует более жёстко. Но потом, даже если вы чуть ли не силой вынудили его поделиться или послушаться, обязательно нужно похвалить. Это не будет лицемерием, ведь ребёнок всё равно хоть немного продвинулся по пути преодоления своих недостатков.

А если захвалим? Захвалить ребёнка, у которого есть какие-то проблемы, просто невозможно. Слишком часто он чувствует себя «белой вороной», слишком много неудач уже успело омрачить его недолгое существование. Родительская похвала может ЛИШЬ ЧАСТИЧНО вознаградить ребёнка за тягостные переживания, выпавшие на его долю с самого нежного возраста. Если мы не хотим подпитывать похвалой детский эгоизм, следует почаще хвалить ребёнка за то, что он делает не для себя, а для других. Поначалу, когда дети ещё только осваивают самостоятельное одевание, чтение или письмо, их необходимо хвалить и подбадривать. Особенно если им что-то даётся с трудом. Но если вы видите, что тот или иной вид деятельности уже не вызывает у ребёнка явных затруднений, а он по-прежнему жаждет похвал, то сделайте так, чтобы плодами его деятельности могли пользоваться окружающие, и хвалите его за заботу о других.

Допустим, ребёнку плохо даётся рисование, поскольку у него проблемы с мелкой моторикой. Сперва, чтобы он не ушел в жестокий отказ, нужно одобрять любой его рисунок. А когда страх неуспешности будет преодолён, хвалите сына или дочь за то, что они нарисовали такую чудесную картину В ПОДАРОК БАБУШКЕ. Или почитали сказку БРАТИШКЕ, написали поздравление ДРУГУ; собираясь на прогулку, не только быстро оделись сами, но и помогли одеться СЕСТРЁНКЕ.

Всё вышесказанное, разумеется, не означает, что ребёнку не следует делать замечаний и исправлять его недостатки. Но замечаний должно быть намного, в несколько раз меньше, чем похвал. Общий фон, настрой, обязательно должен быть позитивным. Иначе замечания цели не достигнут, а ребёнок начнёт бодрить себя сам: «Я самый лучший во всей России! И в мире! И в космосе! И во Вселенной!»

А ещё за пренебрежением похвалой скрывается неблагодарность. В данном случае — Богу, даровавшему вам ребёнка, в котором — даже в самом трудном! — всегда есть много хорошего. Слова: «Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший» — хочет (и должен!) слышать каждый ребёнок, чтобы нормально расти и развиваться. Хотя это, повторюсь, не исключает ни замечаний, ни наказаний, ни разумной строгости.»

Материал подготовила Елизавета Павленко по книге Т.Л.Шишовой «Как правильно хвалить ребёнка?»