Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с праздником Сретения Господня!

Праздник Сретения Господня празднуется Православной Церковью 2 (15) февраля на сороковой день после Рождества Христова. Слово «сретение» древнеславянского происхождения и в славянских языках у него разные обозначения: в русском языке оно означает «встреча», а в сербском – «радость».

По преданию, после Рождества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим.

По ветхозаветному закону Моисеову первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью. В знак того, что первенцы евреев остались целы, посвящался Богу первенец каждой семьи за которого вносили в Иерусалимский храм символический выкуп. Также и женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву – однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили пару голубей (Лев. 12:6-8). Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В песнопениях Праздника прославляется смирение Божие, когда Господа, давшего людям Закон, Богородица приносит в храм: «… по закону Закона Творец, Закон исполняя в Церковь приносится».

В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. Древние историки сообщают, что египетский царь Птолемей II Филадельф (285-247 до Р. Х.) пожелал пополнить свою знаменитую Александрийскую библиотеку текстами священных книг и пригласил из Иерусалима 72 ученых для перевода книг Ветхого Завета. Среди ни был праведный Симеон. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он решил, что слово «Дева употреблено ошибочно вместо слова «Жена» и хотел исправить текст. В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии. Ему было около 360 лет, когда он был Духом Святым приведен в Иерусалимский храм и увидел Святое Семейство. Святой евангелист Лука повествует и об Анне Пророчице, также встретившей Спасителя в Храме. Дух Святой открыл святому Симеону, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа (поэтому Симеона называют еще и Богоприимцем) и возблагодарил Бога за ниспосланную ему радость встречи со Спасителем. С радостью старец воскликнул: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей; свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля». Эта молитва читается теперь за каждой православной службой в конце Вечерни. После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и святого праведного Иосифа Обручника. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал: Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2:34-35). Митрополит Антоний Сурожский пишет, что в этот день «закончилась трагедия богооставленности Ветхого Завета и языческого мира» но «начинается крестный путь Бога, ставшего человеком. Он родился в область смерти и на смерть, Он родился умирать ради нас».

Святые отцы свидетельствуют о том, что невозможна наша встреча с Богом в загробном мире, если эта встреча не произошла здесь, на земле. Встреча человека с Богом происходит в Таинствах Церкви, при совершении любого доброго дела и, особо, через покаяние: «Покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение Господу», – указывает святитель Феофан. И неслучайно праздник Сретения Господня празднуется в преддверии Великого Поста, в преддверии времени покаянных молитв и плача о своих грехах. Именно в день Сретения Господня звучит за Богослужением обращение ко Господу: «О Христе всех Царю! Подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих».

 

Текст подготовлен Александрой Бахтуриной