Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Поздравляем с праздником Рождества Христова!

Обработка фото: Владимир Ветер

Дорогие братия и сестры, ни в чем другом так не оправдываются слова Священного Писания, что тако возлюби Бог мир (Ин. 3:16), как в чудесном событии Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Весь род человеческий был овцой, заблудившейся и погибавшей, и ежедневно взывал к Богу устами святого псалмопевца Давида: «Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего» (Пс. 118:176). И вот Пастырь Добрый сходит на землю для спасения заблудшей овцы, чтобы положить за нее душу Свою. На протяжении тысячелетий ждал человеческий род обетованного Избавителя – и вот наконец исполняется его желание, его чаяние. Услышаны вопли страждущего человечества, на землю нисходит Солнце Правды и просвещает во тьме лежащий человеческий род. Духовную ночь, полную мрака, представляла некогда жизнь всего человеческого рода, ночь, длившуюся более пяти тысяч лет.

Бог стал человеком, чтобы спасти человека, чтобы человек стал Богом. Человек вследствие Адамова преступления отступил от Бога, стал чадом гнева Божия, рабом греха, пленником диавола, наследником вечного мучения. Для человека не было посредника, чтобы примирить его с Богом, для человека были заключены врата Небесного Царствия и потеряна надежда на спасение. Но Господь сжалился над созданием рук Своих, сошел Сам на землю, воплотился, чтобы спасти этого человека, то есть показать ему путь ко спасению, открыть ему врата Царствия Небесного, соединить его с Богом и Отцом, избавить от рабства греху, от плена диавольского, от вечных мучений. Некоторые недоумевают и говорят: «Разве Бог для спасения человека не мог послать другого человека в духе и силе, как, например, был послан для спасения евреев святой пророк Моисей?». Нет. Какими бы дарованиями и добродетелями ни обладал человек, он не может уплатить достаточной цены за искупление и своей-то души, а тем более душ всех людей. Мог ли Бог послать для спасения Ангела? Мог бы, но и Ангел с тварной, ограниченной силой не был бы способен понести бремени, выплатить весь греховный долг, который беспределен. Для спасения должен был сойти Сам Бог, ибо лишь Его сила беспредельна. Бог, соединяясь с тварной природой, избирает не ангельскую природу, но именно человеческую. Для чего? Надлежало спасти человека, а потому человек же и должен был искупить его. Это было необходимо и для того, чтобы диавол, некогда победивший человеческую природу, сам был бы побежден и посрамлен ею. И тот, кто некогда соблазнил человека, обещая сделать его богом, сам был введен в заблуждение, видя Бога, ставшего челове­­ком. Но, наверное, Бог мог бы спасти нас одним Своим словом, мог, не воплощаясь, разрешить наши долги? Да, мог бы, – отвечают Святые Отцы. Мог бы простить нам наши грехи, но тогда мы познали бы только Божественное всемогущество, но не познали бы неизреченного Божия милосердия. Бог стал человеком по Своей великой любви к нам. Если Бог так возлюбил нас, дорогие братия и сестры, то и мы должны возлюбить так же Господа, ради нас сшедшего с Небес, должны достойно встретить Его и, приготовив Ему место, принять Его с верой и любовью.

Как же мы должны встретить Его? Наша душа не приуготовлена к принятию Спасителя. Путь к ней загорожен непроходимыми дебрями страстей и худых наклонностей, мирских забот и попечений, так что сквозь все это и не увидеть света Небесного. А особенно загромождена душа наша горами и холмами гордости и превозношения. При помощи благодати Божией, постарайтесь в оставшиеся дни очистить свое сердце от терний житейских попечений и забот, а более всего – разрушить в душе своей горы и холмы гордости. Ничто так не затрудняет шествие к нам Господа, ничто так не удаляет Его от нас, как гордыня, в особенности гордыня духовная. Если мы сличим свою жизнь с законом Божиим, требующим от нас не только чистых дел, но и чистых мыслей, то поймем, что мы окаянны, нищи, слепы и наги. Только тогда мы по-настоящему ощутим нужду в Спасителе, когда увидим свою духовную нищету и наготу. И хорошо будет для души, если уразумеет она тогда свое окаянство и смирится. Господь, видя смирение, не замедлит приблизиться и Своей благодатью утешить ее. Только гордость, словно гора неприступная, удаляет от нас Господа. А смирение разрушает эту гору и делает для Господа путь к нам ровным и гладким.

Возлюбим же смирение, будем стараться о стяжании его всегда, а особенно в преддверии наступающего праздника. Будем в эти дни по возможности усердно посещать храм Божий, будем внимательно рассматривать свою душу и, если найдутся в ней страсти: злоба, гнев, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и другие, – то непременно омоем их слезами покаяния. Встанем смиренно пред Господом, с сокрушением воздохнем и слезно восплачем пред Ним: «Боже, милостив буди мне, грешному; очисти, Господи, беззакония моя», – и этими слезами омоется душа наша и украсится. Первые христиане перед праздником Рождества Христова исповедовались и причащались Святых Таин именно для того, чтобы в великий праздник вступить с душой очищенной и омытой. Не забудем и дел милосердия, кто имеет к тому возможность.

Итак, постараемся хотя бы в небольшой мере приготовить себя к достойной встрече рождшегося Спасителя, чтобы встретить нам Его с истинной духовной радостью. Помолимся и попросим об этом Господа: «Сподоби же нас, Господи, достойно и радостно встретить великий день Рождества Твоего, и если душа не имеет для того светлой одежды, то Ты Сам, Светодавче, просвети одеяние ея и введи в чертог Твой».

Из проповеди архимандрита Кирилла (Павлова)

Материал подготовила Марина Кондратюк