Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование

Обработка фото: Владимир Ветер

Почти семнадцать веков прошло со времени блаженной кончины святителя Николая. Тысячи новых статей и книг о великом Мирликийском епископе опубликовано только за последние сто лет. Что же изменилось в нашем знании о Николае Чудотворце? С ХIХ века, когда был выпущен наиболее полный сводный труд о житии, чудесах и иконах святителя, эти сведения изменились весьма сильно, а в некоторых случаях даже кардинально. Поскольку в прошлом веке тысячи храмов и монастырей были частично разрушены или вовсе уничтожены, множество икон бесследно исчезло, и описания святынь расходятся с реалиями ныне­шнего времени.

Изучение древних памятников позволило значительно дополнить жизнеописание святителя. В древних источниках были обнаружены, например, замечательные деяние святителя Николая, исключенное из текста его жития в X веке по политическим мотивам, либо при переписке писарями, по причине малой важности, экономии и дороговизне бумаги. И наоборот, некоторые подробности пришлось признать недостоверными или искаженными. Например, было доказано, что некоторые сведения в житии Николая Угодника в Четьей Минее заимствованны из жития другого святого – Николая Пинарского.

Кроме того, только в 1992 году удалось разрешить почти тысячелетнюю загадку о мощах святителя. Дело в том, что сохранилось множество хроник XI-XIII веков, рассказывающих о перенесении святых останков из Мир в Бари. И вместе с тем немало письменных документов начала XII-XIII века повествуют о похищении его мощей в Ликии флотилией венецианцев. Только анатомо-антропологические исследования второй половины XX века, произведенные итальянским антропологом Луиджи Мартино, позволили установить истину в споре двух итальянских городов о том, где хранятся подлинные святые останки свт. Николая Чудотворца. Луиджи Мартино точно установил, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари. Только в венецианском ларце были прибавлены и еще чьи-то кости (в том числе женские и детские). Также антропология дала ответы на многие вопросы. Например, подтвердила то, что иконы верно передают облик святителя Николая. Точно измерен его рост – 167 сантиметров.

Кроме того, исследования мощей показали, что Николай Мирликийский был строгий постник. Он питался только растительной пищей, а болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пробыл в заключении. Причем – в тесной и сырой тюрьме (из жития известно, что во времена диоклетианова гонения на христиан святитель Николай был брошен в темницу). Почил великий святитель, как определил Луиджи Мартино, в возрасте между 70 и 80 годами. Благодаря этому можно вычислить примерное время его рождения. Хронологию жизни великого святого установил агиограф А.В. Бугаевский, организатор ежегодных международных конференций николаеведов, автор вышед­ше­го по благословению Святей­шего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II исправленного жития святителя Николая. Согласно его данным святитель Николай родился около 260 года и умер в 334-м или 335-м году. Архиереем стал в 35-40 лет, а не в 20. Что исправило различные нестыковки и неточности житийных описаний.

Цель любой науки – поиск истины. Современные исследования николаеведов, опирающиеся на достоверные древние тексты, а также исторические и археологические исследования не умаляют того, что раньше было известно о святителе Николае, а, наоборот, позволяют значительно больше узнать о его земной жизни.

 

По материалам: https://azbyka.ru